Отчет госконтроля по аудиту ИАЭС — иной ракурс
В 2010 г. в течение семи месяцев на ИАЭС госконтроль проводил аудит хозяйственной деятельности предприятия. Главной его целью было установить, насколько эффективно управлялось имущество предприятия.
На прошлой неделе мы публиковали краткое резюме — официальную информацию госконтроля. Внимательно ознакомившись с полным текстом отчета госконтроля, на наш взгляд, данное резюме можно несколько дополнить. Так сказать, «применимо к нашим широтам».
Служба обеспечения
Среди прочего, в отчете отмечается, что до 1 января 2010 г. согласно тогдашней организационной структуре предприятия, на ИАЭС действовало самостоятельное подразделение — Служба обеспечения. Одной из функций данной службы было составление и реализация плана поставки материалов и оборудования, основываясь на заявках других подразделений. Ежегодно до 25 января Служба обеспечения должна была представить список материалов и оборудования, находившихся на центральных складах, и непригодных для дальнейшего использования или ненужных предприятию. Однако отдельные подразделения также имели свои склады и вели учет материальных ценностей. Поэтому, желая произвести оценку того, сколько на предприятии скопилось ненужных или негодных к употреблению материальных ценностей, данная функция должна была выполняться централизованно, однако Службе обеспечения этого поручено не было. Таким образом, по мнению аудита, в этой части решения по управлению имуществом предприятия принимались без должного анализа и оценки.
Недостроенные объекты
По данным аудита, ИАЭС еще в 2007 г. обращалась в Министерство хозяйства с просьбой одобрить передачу девяти недостроенных объектов Висагинскому самоуправлению (речь идет о корпусе гидротерапии и трех спальных корпусах возле Учебного центра (ЛОК), а также пяти жилых домах в Висагинасе). В своем ответе министерство ответило, что в ходе согласования проекта передачи объектов выяснилось, что они могут понадобиться при строительстве новой электростанции, поэтому их передача приостановлена, до тех пор, пока не будет обозначен Национальный инвестор.
Таким образом, незаконченные объекты остались на балансе станции, а с учетом того, что они начали строиться еще в 1971-1991 г., возникают большие сомнения относительно их надобности в будущем, вообще. По мнению администрации ИАЭС , закончить строительство данных объектов экономически невыгодно, поэтому их планируется снести. Однако на сегодняшний день средств на это у предприятия нет.
Приобретение медицинского оборудования
В отчете немало внимания уделено покупке медицинского оборудования. Компьютерный томограф. В отчете отмечается, что он был куплен без согласования с Правлением предприятия. Отмечается также и то, что, по утверждению бывшего генерального директора, на заседании Правления этот вопрос обсуждался, но почему-то не был внесен в протокол. Хотя все покупки, стоимость которых превышает 1 млн. Лт (томограф обошелся в 3,6 млн. Лт), должны утверждаться Правлением. Аудиторы отмечают также то, что ИАЭС обращалась в Министерство хозяйства за разрешением приобрести томограф. В тогдашний состав Правления входили представители Министерства хозяйства и ИАЭС. Таким образом, Правлению было известно о данном вопросе. Подобная ситуация могла сложиться еще и потому, что, принятие решения и о закупке и переписка велись на уровне, по крайней мере, двух министерств – Министерства хозяйства и Министерства здравоохранения. Справедливости ради, следует отметить, что томограф был куплен, по информации специалистов ИАЭС, не на деньги ЕС, но на собственные средства предприятия.
Использование медицинского оборудования
Аудиторы госконтроля отмечают, что потребность в покупке медицинского оборудования общей стоимостью в 5 млн. Лт была обусловлена обеспечением качества обязательного медосмотра работников ИАЭС. Однако большая часть оборудования не использовалась на данные цели (?). По утверждению гл. врача Висагинской больницы, частью данного оборудования пользовались все пациенты больницы.
Аудиторы ставят под сомнение качество проведенной процедуры его закупки. В отчете отмечается, что в ходе проведения открытого конкурса предложения подали два заявителя. Предложение одного не соответствовало техническим условиям. Поэтому, по утверждению госконтроля, данное дорогостоящее оборудование было приобретено в обход конкуренции. Однако Закон о публичных покупках нарушен не был.
Томограф в течение двух лет находился на складе предприятия. Из чего аудиторы делают вывод, что необходимость в данном оборудовании не была обоснованной, и средства были потрачены неэффективно. Согласно объяснениям специалистов ИАЭС и гл. врача Висагинской больницы, такая ситуация сложилась из-за того, что для использования томографа необходимо было выполнить специальный ремонт помещений (спец. требования в связи с излучением и т.д.). Для проведения ремонта также необходимо было пройти соответствующие конкурсные процедуры.
VSAT
Один из разделов отчета посвящен отряду службы охраны государственной границы (далее — VSAT), функция которого — осуществлять и обеспечивать физическую безопасность ИАЭС и перемещаемых через территорию государства ядерных материалов. В официальном отчете об этом пишется достаточно подробно. Хотелось бы добавить замечания аудиторов относительно заработных плат VSAT.
В отчете отмечается, что фактически в период 2005-2009 г. количество занятых должностей VSAT уменьшилось с 409 до 365. Несмотря на это, потребность в выделении средств ежегодно росла. По утверждению аудиторов, основная причина этого — растущая заработная плата, которая значительно выросла в период сложной экономической ситуации. Отмечается, что в период 2008-2009 г. рост заработной платы определило упразднение должностей низкой категории, с введением должностей более высокой категории.
В Фонд снятия с эксплуатации не поступило ни лита
В ходе аудита установлено, что в период 2005-2009 г. ИАЭС реализовала имущества на общую сумму 25,9 млн. Лт, однако полученные средства не переводились на счет фонда. Закон о Фонде регламентирует накопление средств, однако в нем нет императивной (т.е. обязательной к исполнению) нормы, требующей перевести вышеуказанные средства на счет фонда.
Еще в 2005 г. госконтроль после проведения аудита деятельности данного фонда, рекомендовал Правительству поручить совету фонда совместно с Министерством хозяйства и Министерством финансов разработать порядок реализации имущества ИАЭС, которое не будет использоваться после останова I энергоблока, с обеспечением того, чтобы полученные от реализации средства переводились на счет фонда. Такой порядок не разработан до сих пор.
Система заработной платы на ИАЭС нуждается в совершенствовании
По мнению аудиторов госконтроля, заработные платы руководящих работников и специалистов ИАЭС (изменяющуюся часть месячного оклада) следует связать с четко установленными конкретными показателями деятельности предприятия. Таким образом, руководящие работники и специалисты предприятия были бы более мотивированны стремиться к достижению запланированных показателей, если бы изменяющаяся часть их зарплат зависела от выполнения данных показателей.
Министр энергетики в конце ноября 2010 г. предложил генеральному директору ИАЭС применять новые условия оплаты труда, по которым заработная плата руководителя предприятия частично зависела бы от результатов деятельности предприятия. С данным предложением генеральный директор ИАЭС согласился, и ему на I квартал 2011 г. были установлены новые условия оплаты.
Подготовила Илона Анисимова