Жильвинас Юркшус видит хорошую перспективу для Висагинаса
Накануне Дня города мы встретились с генеральным директором предприятия, спутником которого наш город являлся на протяжении многих лет.
В прошлом году, когда город отмечал свой 35-летний юбилей, гостей от ИАЭС было немного: тогдашний советник гендиректора ИАЭС, почетный гражданин Висагинаса Виктор Шевалдин и директор службы по снятию с эксплуатации Саулюс Урбанавичюс. С вопроса о том, планирует ли Жильвинас Юркшус принять участие в праздновании Дня города, мы и начали нашу беседу.
— Праздники очень нужны, литовский народ грустный, серьезный (смеется), и праздников, конечно, нам очень не хватает. Не только я, но и я моя супруга (семья Ж. Юркшуса живет в Вильнюсе, — прим. Е. П.) планирует приехать в город. Праздничная программа очень обширная, и это не удивляет — все мы знаем достижения Висагинаса, и звание бронзового призера Супергорода показывает, что город «не спит», что это не только город энергетиков, но и город талантов. Если посмотреть на культурные, спортивные достижения Висагинаса по величине города, то столько талантов, так много висагинцев прославляют свой город — наверное, аналогов в Литве мы не найдем.
— А в официальных церемониях будете участвовать?
— Обязательно. В основной день — 12 августа, когда будет официальная программа в мэрии, а затем и вечером на стадионе будет очень приятно пообщаться и и с руководством, и с гостями. Надеюсь, что погода не испортит праздник.
— Этот праздник особенно дорог висагинцам, он связан со строительством атомной электростанции, которая всегда была сердцем и душой города. Вам выпало руководить ее закрытием ...
— По этому поводу хотел бы обратиться и к коллективу нашей станции, и ко всем жителям Висагинаса, потому что мы не можем быть отдельными от города — у нас работает сейчас около 2 тысяч жителей, а если добавить сюда и их семьи, то это получится около 30 процентов всех жителей Висагинаса, жизнь которых напрямую зависит от состояния нашей станции и от ее будущего. Конечно, сейчас довольно трудный этап. Этапы бывают разные — подъем, снижение, и сейчас мы как раз на таком низком уровне, и это понятно, до 2010 года станция производила энергию, процветала и была богатым предприятием. После останова производства станция практически не имеет доходов и содержится из бюджета, небольшая часть из государственного, большая часть из Евросоюза, где строгие правила финансирования, и наши возможности снизились. Очень ограничивает и наш статус государственного предприятия. Но не надо рассматривать пессимистически этап закрытия. Конечно же, это стресс, но закрытие — долгий процесс, мы знаем, что он будет длиться не меньше чем 20 лет. Для нас это значит 20 лет трудной работы, это большие проекты и большие объемы по демонтажу, работы всем нам хватит. И если сейчас у нас работает около 2 тысяч человек, то мы видим, что на этот период, до 2029 г. потребносить в рабочей силе не будет уменьшаться, и даже — это видно по нашим расчетам и объемам — будут периоды с 2014 г., когда демонтаж пойдет в полном масштабе, нам не хватит имеющихся у нас людей. Придется ли нанимать их на предприятие или это будут субподрядчики, это уже тактический вопрос. Но работы не будет меньше, чем сейчас.
— Как на этот процесс может повлиять снижение финансирования ЕС? Ведь это негативно скажется и на будущем нашего города.
— Конечно, наше будущее очень зависит от объема финансирования. Прогноз сейчас не очень оптимичстический, но ничего пока не решено, и не только мы, но и правительство делает все усилия. Обращаемся в Еврокомиссию, напоминая о том, что Евросоюз обязался по договору о вступлении Литвы финансировать закрытие в полном объеме. и я очень надеюсь, что через два года мы вернемся к тому, как все было запланировано: будут построены все хранилища, начнется выгрузка топлива из бассейнов, а когда начнется выгрузка, появится возможность и выгрузить топливо из второго реактора. И тогда в 2016-2017 году начнется выгрузка из бассейнов в хранилище. Ну, а городу нужно обратить внимание, что в это время, начнется строительство новой станции.
— Хотя и названы потенциальные инвесторы, наши жители относятся к этому проекту со скептицизмом...
— Скептицизм — это в нашем литовском менталитете (смеется). Но если объективно смотреть на этот проект, то на сегодняшний день во всей Европе нет другой электростанции с такой хорошей подготовкой законодательства, нет никаких препятствий для того, чтобы процесс плавно пошел вперед после подписания договора с инвестором. Поэтому если суммировать и нашу станцию, и новую, то я вижу хорошую перспективу всего региона.
— Во время Вашей первой встречи в качестве гендиректора с коллективом ИАЭС говорилось о том, как для снижения социально-экономического напряжения больше вовлекать висагинцев в работы по закрытию — например, возведению тех же хранилищ, ведь общеизвестно, что для их строительства привлекались иностранные рабочие, получавшие зарплату, в разы превышавшую оплату за такую же работу местным. Присутствовавший тогда министр энергетики Арвидас Сякмокас высказал убеждение, что жители Висагинаса должны иметь право и, цитирую, даже преимущество осуществить это право — получить работу здесь. Говорилось даже об обеспечивающих эти преимущества законоположениях.
— Здесь можно выделить два момента: как мы, станция, вовлекаем местных жителей в наши проекты, и как наши подрядчики. Если говорить о внутренних процессах, то мы всегда предоставляем приоритет местным работникам. Всю информацию о вакансиях мы даем публично и в местной прессе, и на нашем сайте. Если взять небольшую статистику за 7 месяцев текущего года, то у нас прибавилось около 50 новых работников, и больше 90 проц. из них — местные. Приятно отметить, что 20 работников, которые уже работали здесь и у них есть опыт и знания, мы пригласили вернуться обратно. Также у нас есть на сайте анкеты, которые люди могут заполнить, и как только оказывается какая-то вакансия, мы в первую очередь смотрим в свою базу данных.
Что касается подрячиков, то здесь сложнее. Мы должны руководствоваться законами о публичной купле и специфические требования мы не можем включать в технические спецификации, потому что это станет дискриминацией по отношению к другим поставщикам. Также мы не можем требовать и от своих подрядчиков, чтобы они выбирали субподрядчиков. Сейчас у нас есть около 30 предприятий Висагинаса, а это около 30 процентов всех договоров о поставке и услугах, и я думаю, что это очень даже хорошая цифра. И, конечно, все наши подрядчики, партнеры должны конкурировать между собой, и я думаю, что элементарная экономическая логика говорит, что местные ресурсы должны быть дешевле, чем привозные, так как это дополнительные расходы. Эта норамальная конкурентная среда и должна способствовать, чтобы как можно больше местных было вовлечено, и как мы видим, конкурсные документы, приходящие от них, все лучше и лучше подготовлены. так что все двери открыты и никаких препятствий не делается.
Если говорить о том, что вы сказали об иностранцах, то подрядчиков, может быть, можно как-то оправдать. Насколько я знаю (это мои личные рассуждения), «Vetrūna» получила тогда очень много объектов, связанных с баскетболом — арены и т.д. Это большие объемы, и сейчас, когда они построены, подрядчикам не имеет больше смысла привозить рабочих откуда-то.
— Что бы Вы пожелали висагинцам в канун праздника?
— Первое — это оптимизма. К счастью, психология людей меняется, и они понимают, что закрытие станции — это не одноразовое отключение, этот процесс продолжается. Поэтому желаю всем хорошего настроения, нам надо больше радоваться, но надо и немножко терпения, больше энергии, инициативы.
Хороших вам эмоций и праздников!
— Спасибо, и надеемся увидеть Вас на празднике.
Беседовала Елена Плешак