Ровно неделю назад, 14 июля 2011 г., произошло судьбоносное для Висагинаса событие: Литва выбрала инвестора для новой АЭС – японско-американский концерн Hitachi GE Nuclear Energy. Однако вот что странно: в городе на удивление равнодушно приняли эту новость. А ведь произошло то, чего мы так давно ждали.
Сомнения понятны
Ладно, нет эйфории, радости от открывающихся перспектив, но ведь нет даже облегченных вздохов: ну наконец-то хоть что-то сдвинулось! Видимо, неверие и пессимизм прочно укоренились в душах висагинцев после ухода в ноябре корейского инвестора. Давайте все-таки оценим это событие – выбор стратегического инвестора - с точки зрения реальных перспектив строительства Висагинской АЭС.
Да, конечно, станция начнет строиться не завтра. И более того: прозвучавшее заявление премьера Кубилюса о том, что если переговоры с претендентом №1 – Hitachi – окажутся неудачными, то правительство приступит к переговорам с переместившейся на второе место компанией Westinghouse, - может наводить на мысль, что все еще вилами на воде писано.
К тому же, впереди, в конце года, еще подписание Договора о концессии. Вот и раздаются со всех сторон охи-ахи о том, что все, мол, затягивается специально, чтобы делать хорошую мину при плохой игре.
Но позвольте. Договор о концессии – это серьезнейший документ, который, прежде всего, определит, каким будет совместное финансирование проекта, кто возьмет на себя главную финансовую ношу, сколько денег смогут внести партнеры, кому и сколько достанется акций. Какие обязательства возьмет на себя государство, и как оно сможет гарантировать сохранность вложенного капитала – эти и не только эти важнейшие юридические да, вероятно, и технические стороны должны быть отражены в документе.
Понятно, что быстро такие дела не делаются. Но японцы заверили, что незамедлительно начнут работы. А как они умеют работать, известно.
Чем хороши японцы?
И Hitachi GE Nuclear Energy, и американская компания Westinghouse Electric Company являются ведущими игроками на рынке ядерной энергетики. Вице-министр Ромас Швядас – главный переговорщик с потенциальными инвесторами и председатель концессионной комиссии по выбору стратегического инвестора, сравнил выбор между этими компаниями с выбором между двумя очень хорошими автомобилями, но разных производителей. Предпочтение было отдано Hitachi GE Nuclear Energy, поскольку эта компания представила экономически наиболее выгодное предложение.
Напомним, что президент Hitachi Хироаки Наканиши лично прибыл в Литву 16 июня, чтобы ознакомиться с проектом ВАЭС. Визит президента Hitachi был первым визитом должностного лица высшего ранга корпорации такого масштаба в Литве. Ведь что такое Hitachi? Крупнейшая мировая корпорация высоких технологий, начитывающая примерно 360 000 сотрудников, годовой оборот которой превышает 260 млрд. литов. Для сравнения: годовой бюджет Литвы составляет около 20 млрд. литов. И то, что прибыл сам глава Hitachi, уже говорит о серьезности намерений японцев.
Мне не раз доводилось беседовать с Ромасом Швядасом, и в разговоре он как-то заметил: «Если японец сказал "Я хочу участвовать в проекте", он никогда не откажется от своих слов. Ему тогда просто придется сделать харакири».
Еще немного - о сомнениях и скептицизме. Они вызваны, безусловно, проектами Балтийской и Белорусской АЭС, которые, по заявлениям, планируется построить к 2016, 2018 годам. Российские СМИ пишут о том, что, мол, когда партнеры поймут, что там энергия будет производиться более дешевая, то они могут покинуть проект. Но неужели Хироаки Наканиши, прибывая в Литву, не знал о готовящемся строительстве Балтийской и Белорусской АЭС? Знал. И трудно предположить, что столь высокое лицо, такой авторитет в мировом бизнесе не думал о возможной конкуренции и окупаемости проекта.
Японско-американский концерн GE Hitachi Nuclear Energy:
• создан в 2007 году как глобальный альянс – совместное предприятие японской Hitachi и американской General Electric;
• предлагаемый ядерный реактор – ESBWR, на основе водяных кипящих технологий, использующий пассивные средства защиты;
• до аварии на «Фукусиме» концерн предполагал до 2020 года продать в Европе 10 - 15 реакторов ESBWR.
Город-сад
Японцы, придя к нам с проектом АЭС, вероятно, привлекут сюда и предприятия высоких технологий – откроют здесь еще 1 - 2 производства. Это мое предположение подтвердил и директор по корпоративным делам ИАЭС Освальдас Чюкшис. Помните, в интервью нашей газете он рассказывал о том, как корейцы пришли в Чехию строить Hyundai? «Они привезли свои школы, рестораны, бизнес услуг стал развиваться такими темпами, что в регионе всем хватило работы и даже стало не хватать рабочих рук», - примерно так мы писали весной этого года в том интервью.
В канун выбора инвестора мне довелось снова пообщаться О. Чюкшисом, и он согласился с мнением, что примерно то же самое произойдет, если GE Hitachi Nuclear Energy начнет строить у нас ВАЭС. Естественно, сюда потянуться и другие предприниматели, и наш город может преобразиться, выйти, наконец, из состояния той безнадежности, в которой пребывают нынче многие висагинцы.
Д. Штраупайте: «Верю, что АЭС будет!»
Мэр Даля Штраупайте однозначно выразила уверенность в том, что Висагинская АЭС будет построена: «Японцы – люди серьезные». Однако она высказала свое опасение по поводу действий некоторых политиков. «Некоторые партии, в том числе и партия «Порядок и справедливость», хотят инициировать проведение референдума о строительстве новой АЭС. Я, как и наша партия «Союз либералов и центра», категорически против каких-либо референдумов, которые могут поставить под сомнение строительство ВАЭС. В законе об атомной энергетике ясно сказано, что Литва остается ядерным государством. И никакие референдумы нам не нужны. Станция будет, если только политики все не испортят». Окончательное решение по вопросу, подписывать ли юридически обязывающий Договор о концессии, должен будет принять Сейм. Итак, быть или не быть АЭС – решать депутатам Сейма.
А. Кубилюс однозначно заявил, что новая атомная станция должна быть построена. «Решение (о выборе Hitachi) означает большие инвестиции в Литву и создание большого количества рабочих мест, как в ходе строительства установки, так и во время ее эксплуатации, - сказал А. Кубилюс в день объявления инвестора. - Выбор стратегического инвестора для ведения дальнейших переговоров по подготовке Договора концессии увенчал важный этап строительства Висагинской атомной установки, и это радует".
Это должно радовать и нас, вселяя надежду на лучшее будущее города.
А разговоры о том, сколько будет стоить электроэнергия, да куда нам против России и Белоруссии, – демагогия. Нельзя сказать точно, какая ситуация сложится с рынком электроэнергии к 20 году, а жить хорошо хочется уже сегодня. Строительство новой АЭС может сделать эти перемены к лучшему реальными.
Инна НЕГОДА