30 марта был парафирован текст концессионного соглашения о строительстве Висагинской атомной электростанции (ВАЭС), однако литовские специалисты в области энергетики говорят, что им по-прежнему непонятно, как подсчитали цену на электроэнергию, почему выбран именно этот реактор и многое другое. Академик и председатель Ассоциации энергетической экономики Юргис Вилемас сказал, что у него беспокойство вызывает то, что неясно, как подсчитали цену на электроэнергию будущей АЭС, поскольку, по имеющимся у него сведениям, атомная энергетика в таких странах, как Литва в данный момент неконкурентоспособна и за редким исключением никто такие электростанции не строит.
«Когда сравнивают производственные расходы разных областей производства электроэнергии, цифры не в пользу атомной энергетики. Но наши политики с энтузиазмом используют данные МАГАТЭ или обзоры Департамента по энергетике США, где сравнивается электроэнергия разных источников в долгосрочной перспективе», — рассказал Вилемас. Кроме того, он сказал, что опыт строительства АЭС показывает, что в процессе строительства такие проекты дорожают.
Он утверждает, что пока нет точных подсчетов, говорить о пользе этого проекта сложно. Вилемас предполагает, что вероятно, дискутировать не берутся, поскольку этот проект не обязательно принесет пользу. «Считал и Римантас Рудзкис, и Раймундас Куодис, и Институт энергетики — когда складываешь размеры инвестиций, не получаешь такую себестоимость, она получается намного больше, чем сообщает Министерство энергетики. Конечно, еще сложно сказать, каким будет еще один важный фактор — под какие проценты будут брать деньги в кредит, поскольку литовские энергетические компании сейчас едва сводят концы с концами», — сказал Вилемас.
Не убедили и Ашмантаса
Министр энергетики пяти первых правительств независимой Литвы и специалист в области атомной энергетики Ляонас-Вайдотас Ашмантас также говорит, что подсчеты Минэнерго его не убедили. «Пока не видел подсчетов, думаю, что это мыльный пузырь. (...) Пусть представят составляющие цены на электроэнергию ВАЭС — хоть 10-15 пунктов, сколько будет стоить каждая часть. Тогда можно думать, что проект понятен» — сказал Ашмантас. Он также сказал, что ему не хватает объяснений, почему остановились именно на таком реакторе.
«Мне информации недостаточно, недостаточно объяснений, почему выбрали такой реактор. Если в самом реакторе, если просто объяснять, интенсивно вода превращается в пар и происходит управление всем этим, то подобное было и в реакторах РБМК, они нестабильны, ими сложно управлять. Поэтому их в мире в 100 раз меньше построено, чем водяных реакторов сжатого давления, надо и об этом подумать. При развитии атомной энергетики первый вызов — это безопасность, потом уже должны идти экономические вопросы», — считает Ашмантас.
Напомним, что сообщали, что себестоимость электроэнергии ВАЭС будет составлять 7–10 цт за кВт, однако еще 10-15 цт за кВт пойдет на обслуживание кредитов. Предполагают, что кредиты вернут до 2038-2040 г.
ru.delfi.lt