В.Шевалдин: «Денег не брал!»


В Литве разразился новый атомный скандал — Генпрокуратура начала расследование по делу о возможном взяточничестве в администрации Игналинской АЭС (ИАЭС). Сообщается, что в 1999-2004 гг. американская компания «Data Systems & Solutions» могла выделить 44,8 млн лт тогдашнему руководству станции. Проведение расследования поручено Службе спецрасследований, должностные лица которой должны будут выяснить, подкупались ли американцами бывший гендиректор ИАЭС Виктор Шевалдин и другие сотрудники администрации предприятия.
— Для меня подобные обвинения — полная неожиданность, — заявил журналисту «РЕСПУБЛИКИ» В.Шевалдин. — Если идет следствие, я готов дать показания. Надеюсь, следователи изучат все документы по конкурсам и покупкам, связанным с этой компанией. Таких контрактов было немало: замена информационной системы «Титан» на первом и втором блоках ИАЭС, создание системы остановки второго ядерного реактора, проект замены системы радиационной безопасности и др. ИАЭС уже давно не имеет дела с «Data Systems & Solutions», и до сих пор никаких претензий ко мне лично или к персоналу не было… Я уже два года на пенсии, к тому же, нас постоянно проверял Госконтроль. Все конкурсы проводились согласно закону, взяток не было.
— Сообщается, что взятки были не только деньгами, но и дорогими подарками…
— Действительно, в 2004 г., на свое 55-летие я получил от руководства американской компании в подарок часы «Картье» (предположительно 2,7 тыс. долларов — Ред.). Я не знаю, сколько они стоят. Но ведь мне тогда многие преподносили подарки — кто бутылку коньку, кто ручку, кто картину и пр.
— Что вам подарили руководители «Data Systems & Solutions»?
— Только вот эти часы, причем подарили публично. Не понимаю, почему другие подарки никого не интересуют? Но разве можно за какие-то часы подписать договор по атомной станции? Ведь все договоры были давно подписаны, а люди просто приехали поздравить меня…
— Прокуроры уполномочены выяснить, не переводились ли вам незаконно и денежные суммы?
— Я никогда не получал никаких денег в качестве взяток. Об этом даже речи быть не может! А за других специалистов ИАЭС я ручаться не могу…
— Что вы намерены предпринять?
— Меня сильно обидели, бросили оскорбительные обвинения. Но я не намерен ничего скрывать, буду откровенен со следствием, если надо — готов сотрудничать с ним. Сейчас я даже не знаю, что должен делать, услышав в свой адрес претензии.
— Можете ли вы утверждать, что эта информация вынесена на публику для того, чтобы отвлечь от скандала, связанного с обсуждением в Сейме проектом Висагинской АЭС?
— Не хотел бы это связывать, но мне очень странно, почему эти данные всплыли только сейчас, ведь речь идет о давно минувших днях. Зачем столько лет надо было проверять эту информацию? Я удивлен и шокирован, но надеюсь, все необходимые документы хранятся на станции, поэтому думаю, что все скоро прояснится. Надеюсь, следователи выполнят свою работу и во всем разберутся.
Только цифры
Как сообщалось, американская компания «Data Systems & Solutions», с целью получить заказы на ИАЭС, в 1999-2002 гг. могла подкупить тогдашнего руководителя департамента измерений и контроля станции, заплатив ему 50 тыс. долларов, а также оплатив отпуск во Флориде, его заместителю — 30 тыс. долл., директору департамента международных проектов ИАЭС — 44 тыс., главному специалисту в области информационных систем — 16 тыс. долларов.
В 2003-2004 гг. одному из субподрядчиков было переведено 246,8 тыс. долларов для руководящего состава ИАЭС. Сообщается, что американская компания спонсировала отпуск гендиректора ИАЭС на Гавайях.
nedelia.lt