ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ИНФОЦЕНТРУ ИАЭС


 

Обращаем Ваше внимание на то, что 11 января 2001 г. Сейм Литвы ратифицировал Орхусскую конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». 
Статья 1 Орхусской конвенции ООН установила цель: «Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями настоящей Конвенции»
В нашем случае «Сторона» означает административно-технический персонал и руководство ИАЭС выполняющих государственные административные функции. заинтересованная общественность общественность – это общественность города, которая затрагивается процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе. Учитывая вышеизложенное, нам хотелось - бы знать: как планирует руководство ИАЭС обеспечить доступ к экологической информации и участие заинтересованной общественности города в принятии решений по вопросам, связанным с защитой окружающей среды? 
Ниже приводим краткий перечень вопросов, интересующих общественность города: 
1. Какие мероприятия планирует руководство ИАЭС в части привлечения заинтересованной общественности города к участию в принятии решений по защите окружающей среды при демонтаже оборудования и реакторов в рамках реализации принятой Программы декомиссии «Коричневая лужайка»? 
2. Какими научно-техническими и экспериментальными работами обоснована ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и безопасность выполнения работ по программе снятия ИАЭС с эксплуатации и демонтажу активных зон реакторов (созданию «коричневой лужайки»)? 
3. Наличие технического регламента контроля физического веса (поглощающей способности) стержней СУЗ реактора № 2. Известны ли персоналу результаты последнего технического обследования физических характеристик и Технического состояния конструкции стержней СУЗ (желательно иметь документальные подтверждения)? 
4. Заинтересованная общественность выражает свою озабоченность в части обеспечения экологической безопасности в сложившейся ситуации, когда реактор 2-го энергоблока длительное время (более 5-ти лет) используется, не по проектному назначению - для хранения ОЯТ и будет «работать» в таком режиме еще не менее 3-х лет. Планируемая дата выгрузки ОЯТ из реактора - это 2018 год. Эта дата находится за пределом проектного срока (30 лет) эксплуатации конструкции графитовой кладки реактора. Большую часть времени работы реактора на разрешенном уровне мощности графит подвергался влиянию увеличенного (по сравнению с РБМК-1000) на 30% и более высокодозного нейтронного облучения, что не исключает вероятность более раннего старения графита. После определённой дозы радиационного облучения начинается усадка, распухание, появляется трещинообразование и искривление колонн графитовой кладки и каналов. Процесс сложный, оперативно не контролируемый, трудно предсказуемый, но неизбежно приводящий к потере исходной геометрии кладки, а стало быть, и к непредсказуемым последствиям. Известно, что в 2012г. первый и второй реакторы Ленинградской АЭС были остановлен из-за недопустимого (более 50 мм) искривления графитовых колонн и каналов, что могло привести к утрате возможности останова реакторов стержнями СУЗ (системы управления и защиты). Проводится ли контроль состояния геометрии конструкции графитовой кладки реактора 2-го энергоблока ИАЭС, какова величина искривления графитовых колонн и известна ли она персоналу)? Сегодня графитовая кладка реактора №2 АЭС утратила свою исходную геометрию, но не известно на какую величину произошло искривление графитовых колонн и каналов СУЗ. Уделяется ли должное внимание технического персонала АЭС вопросу деградации графита, физическому состоянию и поглощающей способности стержней СУЗ? Значительное искривление колонн и каналов СУЗ реактора № 2 с не выгруженным топливом, может привести к невозможности погружения стержней аварийной защиты в активную зону (в случае аварийного, несанкционированного опорожнения реактора). Готовы ли сегодня каналы СУЗ к беспрепятственному падению стержней до низа активной зоны реактора и заглушения его в случае разгона? Отсутствие информации по этим вопросам вызывает обеспокоенность у заинтересованной общественности города Висагинас, знакомой с событиями на первых реакторах Ленинградской АЭС. Мы хотим быть уверенными, что второй Чернобыль в Литве невозможен. 
5. Имеются ли обоснование ядерной безопасности длительного хранения ОЯТ в реакторе 2-го энергоблока? Кем разработано, какими институциями согласованно и кем выдано «Заключение» по ядерной безопасности ? 
6. На какой стадии находится технический проект демонтажа реакторов и как планируется его реализация? Какова стратегия дезактивации КМПЦ после выгрузки ЯТ из реактора 2-го энергоблока? 
7. Мы предлагаем Вам организовать встречу технических руководителей ГП ИАЭС с заинтересованной общественностью города. Ваше решение?
ПРИМЕЧАНИЕ: Ответы на перечисленные вопросы мы надеемся получить на сайте: tts.lt . 
По поручению Висагинского общественного совета по защите окружающей среды М.Т. 861462378, Владимир Кузнецов