Первые разговоры о том, что крупная авария на японской АЭС «Фукусима» ставит крест на планах Литвы строить собственную АЭС, сменились разговорами об обратной логике. Оказывается, Литве авария на «Фукусиме» выгодна, поскольку многие страны напуганы наличием АЭС на своей территории и отказываются от имевшихся планов строительства. А поднимающая голос против того, что она становится «атомным заложником» России и Белоруссии в связи со строительством в этих странах АЭС, Литва — наоборот, заявляет, что будет строить собственную АЭС. Естественно, что инвесторы, которые хотели инвестировать в другие страны (из Литвы последний потенциальный инвестор сбежал в конце прошлого года), теперь рады обнаружить страну, которая не боится, не смотря на то, что она будет окружена АЭС других стран, строить АЭС даже после «Фукусимы».
The Financial Times сообщает, что вице-министр энергетики Литвы Ромас Швядас заявил, что сейчас «самое подходящее время для строительства атомной электростанции в Литве». Он уверяет, что страна oт этого проекта не откажется — «никаких изменений не будет». «Это вопрос национальной безопасности», — сказал в интервью Швядас: хотя, если судить о новейшем требовании расширить зону выселения японского населения в два раза (от 20 км до 40 км от «Фукусимы»), эти слова министра о «нацбезопасности» звучат более, чем странно. А «мантра» литовских политиков на тему «строить надо, но безопасную АЭС» не выдерживает критики, учитывая уровень японской технологии и контроля, которого все равно оказалось недостаточно для предотвращения аварии чернобыльского уровня. Тогда на каком основании можно гарантировать стопроцентную безопасность задуманной литовской АЭС? Другими словами, трехмиллионная Литва ставит на карту существование своей нации, но продолжает твердить о новой АЭС как гаранте некой «национальной безопасности». В свое время президент Грибаускайте правильно говорила, что если иметь в виду «энергетическую безопасность», то она состоит в создании альтернативных электрокоридоров по электрокабелю со Швецией и с рынком ЕС через электролинии по польской территории, которые нужно прокладывать, а также в создании альтернативных источников энергии в самой Литве.
(Кроме того, согласно планам польского правительства, к 2020 году завершится строительство двух АЭС на территории Польши, находящейся в непосредственной близости как от Белоруссии и Литвы, так и от Калининградской области России. В период с 1 июля 2011 года по 2013 год окончательно будут названы места расположения АЭС, но известно, что обе они будут расположены на севере Польши. В 2014-2015 годах будет подготовлен технический проект, а также получено экологическое заключение. Предполагается, что в 2020 году уже начнет поступать электричество. Стоимость строительства двух АЭС мощностью в 6 тыс МВт составляет 100 млрд злотых (около 35 млрд долларов). При этом официальный Вильнюс ни разу не подвергал критике польскую ядерную программу.)
По словам BNS, «несмотря на наличие политической воли, Литве пока не удается найти стратегического инвестора в новую АЭС, цена которой может составлять около 3-5 млрд. евро ($4-7 млрд.)». Однако, по неофициальным данным BNS, «после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» и по мере роста противников АЭС в мире, появились инвесторы, которые хотят строить АЭС в Литве, поэтому, по данным источников, «уже есть с кем говорить». Однако, вероятнее всего, до июля, как предполагалось ранее, правительству не удастся договориться с потенциальным инвестором, поэтому срок может быть продлен.
Между тем уже и министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас заявил, что авария на японской АЭС «Фукусима» не имела отрицательного влияния на интерес инвесторов к Висагинской атомной электростанции, «напротив, интерес возрос». «После событий в Японии никакого непосредственного влияния мы не заметили. Для нас это не имело отрицательных последствий. Напротив, интерес возрос после того, как мы продлили время предложений. Предложения поступят до июля», — сказал Секмокас. По его словам, после аварии на «Фукусиме» в будущем требования к строительству АЭС будут более жесткими, однако еще трудно сказать, насколько из-за этого подорожает атомная энергетика.
«Это в первую очередь дело нашей национальной безопасности — иметь свои источники генерирования, которые были бы приемлемы и в экономическом плане. Высокая цена была бы неприемлемой», — сказал он, отвечая на вопрос, выгодно ли Литве строить свою АЭС, если атомные станции начинают строить Россия и Белоруссия. В таком случае совершенно непонятной остается позиция Литвы: она еще не знает, выгодно ли ей строить, а уже приняла решение и ищет инвесторов. Странность такой позиции подчеркивает целый ряд литовских экспертов, в частности, на страницах занимающей скептическую позицию по отношению к строительству АЭС газеты Respublika.
ИА REGNUM