ИАЭС на правильном пути

Немногим более года назад генеральным директором ИАЭС был назначен Освалдас Чюкшис. После останова второго блока у предприятия осталась одна функция - безопасное снятие станции с эксплуатации.
Что сделано за прошедший год? Каковы перспективы дальнейшего финансирования работ по выводу ИАЭС из эксплуатации? Есть ли перспективы развития Висагинаса, и что для этого должна делать местная власть? Каковы шансы строительства Висагинской АЭС? - Об этом и многом другом редакция побеседовала с гендиректором ИАЭС О. Чюкшисом.
Итоги года
Тем читателям, кто хочет знать все подробности работы, проделанной командой нового руководства, рекомендуем посетить страницу сайта ИАЭС (http://www.iae.lt/adminsite/newsic/73.doc), где четко и ясно (даже не для специалистов) представлен ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГП ИГНАЛИНСКОЙ АЭС. Мы же кратко изложим основные моменты.
Новое руководство приступило к работе в трудный период: сотни миллионов европейских средств, выделенных на проекты по закрытию станции, были потрачены, а на строительных площадках, как говорится, конь не валялся. Литовское общество сотрясали слухи об "украденном миллиарде", и с полным основанием велись разговоры о том, что под угрозу поставлено дальнейшее финансирование проектов закрытия.
И во всем этом предстояло разобраться: определить причины отставания проектов, выявить факты нерационального расходования средств, найти рычаги воздействия на генподрядчика основных проектов, составить новые графики выполнения работ, перестроить работу предприятия и выполнить множество других больших и малых задач.
Команде О. Чюкшиса нужно было не только разгрести огромный ворох проблем, но и составить четкий план действий, чтобы доказать Европейскому союзу, выделяющему деньги на закрытие, что ИАЭС способна их эффективно освоить. Ибо без этого получение дальнейшего финансирования на 2014 - 2020 годы стояло под большим вопросом, а сама Литва не может выделять миллиарды евро на работы по закрытию ИАЭС.
Архисложные задачи. Однако О. Чюкшис спокойно и уверенно взялся за их решение. В течение года, общаясь с ним во время интервью, я неизменно отмечаю эту уверенность. И очевидно, что гендиректору доставляет удовольствие его работа. Всегда вижу в его глазах огонек азарта: чем труднее задача, тем интереснее ее решать.
Никакие авторитеты при этом не могут заставить его спасовать, отступить от намеченной цели. Вот лишь один из примеров. О. Чюкшис регулярно обращает внимание Европейской комиссии (ЕК) на то, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), через который поступают средства на проекты закрытия, и особенно Департамент по безопасности атомной энергетики (подразделение банка), не выполнили своей роли контролеров и экспертов.
А ведь прежде это казалось немыслимым: критиковать такую "священную корову", как ЕБРР, дающий деньги на закрытие! Критика гендиректора и принятые им решительные меры обрушились на иностранных консультантов, назначенных ЕБРР и получающих баснословные зарплаты (их годовой бюджет составляет около 100 млн. литов).
Именно иностранные консультанты должны были обнаружить нарушения при заключении контракта с компанией NUKEM и предотвратить его подписание. В задержке хода работ гендиректор, среди прочих причин, также видит и вину консультантов.
"Консультанты, не имея никакого контроля со стороны ЕБРР и механизма контроля над качеством работы, были заинтересованы в том, чтобы проекты осуществлялись как можно дольше, так как это гарантирует им стабильные и солидные доходы", - отмечает гендиректор.
Благодаря решительным действиям со стороны ИАЭС ситуация исправляется. "Численность консультантов снижена с 16-ти, работавших в 2010 г., до 8-ми в 2011 г. (в 2002 - 2005 г.г. их было 25). Оставлены лишь те консультанты, которые нужны для осуществления того или иного проекта и для обеспечения очень специфической деятельности. Договоры с консультантами теперь подписываются на год. Очень ясно определены их функции и цели, которых они должны придерживаться в период действия договора. Бюджет консультантов в 2002 - 2009 годах достигал в среднем 14 - 21 млн. литов, в этом году - 8,97 млн. литов (в 2010 году - 13,5 млн. Лт.)", - говорится в обзоре деятельности. Поскольку возможность расставания с компанией NUKEM исключена, к генподрядчику предъявляются жесткие требования. ИАЭС наняла британскую юридическую фирму "Taylor Wessing" для анализа договоров о B1 и B234, чтобы защитить права ИАЭС как заказчика.
Для наведения порядка отпущены сжатые сроки: в будущем году Европарламент будет утверждать финансирование проектов снятия ИАЭС с эксплуатации на 2014 - 2020 годы.
Судьбоносный визит
14 - 16 марта этого года в Люксембурге состоялось событие, которое О. Чюкшис назвал не просто важным, но судьбоносным для ИАЭС и Литвы. Вице-министр энергетики Ромас Швядас и гендиректор ИАЭС представили Генеральному директорату по энергетике Европейской комиссии финансовую перспективу снятия ИАЭС с эксплуатации на 2014 - 2020 годы. В заседании участвовали представители всех стран ЕС.
Это первый этап в решении вопроса о предоставлении дальнейшего финансирования. И он очень важен: от того, как ЕК представит вопрос Европарламенту, зависит голосование его членов и утверждение выделения средств. Пока цифры не оглашаются, но это сотни миллионов евро, другого проекта такого масштаба в Литве (да и в соседних балтийских странах) нет.
"Мы хорошо подготовились, хотя времени на это было отпущено всего месяц - по тем параметрам, которые в качестве "домашнего задания" дала Еврокомиссия, - рассказывает О. Чюкшис. - В такой сжатый срок можно сделать ошибки, чего-то не учесть. Но мы сконцентрировались, потому что понимали - от этого зависит судьба станции и города. И наша презентация (ее проводил Р. Швядас), а это целая студия, - над которой работал коллектив ИАЭС и лучшие специалисты Литвы по макроэкономике, была на три головы выше, чем у Болгарии и Словакии (которые там также представляли свои доклады). Это отметили все участники заседания".
Презентация была издана отдельной книгой, и ее экземпляр получил каждый участник встреч в Люксембурге. "Каждый представитель ЕС повезет эту презентацию в свою страну и переговорит со своим правительством о том, какую часть их средств как страны-донора потребуется выделить для продолжения проектов по закрытию ИАЭС.
И наш качественный продукт (книга-презентация с представленной там информацией) должен сыграть во всем этом процессе положительную роль", - сказал О. Чюкшис.
В условиях, когда царит мировой кризис, когда многим странам ЕС (особенно Ирландии, Греции, Испании) нужна финансовая помощь, и в свете событий в Японии любое обращение о выделении средств должно иметь очень веские основания. "Мы включили все возможные "двигатели" - и в ЕК, и в Брюсселе. Должна быть проведена всеобъемлющая командная работа,- поясняет ситуацию гендиректор. - Мы ищем лоббистов. Я буду разговаривать с европарламентариями основных стран-доноров. Если, например, договоришься с французом-европарламентарием и его коллегой британцем, то можно рассчитывать, что голосование в Европарламенте будет в нашу пользу. И конечно, мы должны быть подготовлены намного (на пять голов) лучше, чем они (ЕП) этого ожидают. Потому что при нынешней сложной экономической ситуации в Евросоюзе нужно доказать необходимость выделения таких огромных средств, которые требуются на проекты закрытия ИАЭС".
О. Чюкшис с удовлетворением отметил подъем экономики Германии (взнос в европейский бюджет которой - самый большой из всех стан ЕС): значит, она сможет выделить в бюджет ЕС свою долю - 10 млрд. евро, а следовательно, и наш вопрос будет решаться легче.
Новые замыслы должны помочь
Большое впечатление на участников заседания энергетического директората ЕК произвела представленная литовской стороной идея о готовности открыть при ИАЭС Центр компетенции по обращению с радиоактивным графитом. "Это поможет ЕК отстоять в Европарламенте цифры финансовой перспективы, которые мы представили", - уверен О. Чюкшис.
Для неспециалистов в области ядерной энергетике следует сделать пояснение. Пока нигде в мире нет опыта по обращению с радиоактивным графитом остановленных реакторов РБМК. Только в этом типе реакторов в качестве замедлителя ядерной реакции используется графитовая кладка. Это - сотни тонн радиоактивного графита, который будет выгружен после демонтажа реактора. Что именно с ним делать (переработать, захоронить или иным способом утилизировать) - задача для всех АЭС с реакторами РБМК.
"Наша идея о центре компетенции по обращению графита вызвало большой интерес у всех слушателей, - говорит О. Чюкшис. - Ведь закрытие Чернобыльской АЭС как финансировалось, так и будет финансироваться Евросоюзом. И проблема обращения и утилизации графита актуальна и для Украины, и для других стран, имеющих реакторы типа РБМК.
"Если у нас будут хорошие наработки, то этот опыт можно продавать. А для ЕС при финансировании стран особенно важно, обеспечат ли эти деньги отдачу в будущем", - поясняет гендиректор связь между выделением средств на проекты закрытия ИАЭС и планами по открытию Центра компетенции по обращению графита. Причем это самые ближайшие планы: уже в этом году планируется провести международный семинар по обращению радиоактивного графита с привлечением экспертов из различных стран. Эта хорошая идея должна сыграть свою роль при голосовании в ЕП при решении нашего вопроса.
Все флаги в гости будут к нам
Еще одна идея - пригласить на ИАЭС всех представителей стран-доноров. Она уже была озвучена на заседании: Р. Швядас, как председатель правления ИАЭС, и О. Чюкшис пригласили представителей стран-доноров, ЕК и ЕП приехать на ИАЭС в начале июля текущего года. "И все с удовольствием приняли наше предложение, - рассказывает гендиректор. - Этот большой визит лиц высокого ранга мы используем на 100 процентов. Мы сможем хорошо представить регион, проведем встречу с общественностью. Я очень много говорил в Люксембурге о Висагинасе. О том, какие у нас люди, о том, какие экспертные навыки мы имеем. Европе интересно было бы с нами работать, потому что у нас все-таки высокий потенциал. Все это обязательно нужно показать. Эту встречу нужно организовать на самом высоком уровне, подготовить большую, но динамичную программу, нельзя ударить лицом в грязь".
Думается, что к этой встрече должна подготовиться и городская власть, ведь гостям наверняка ее представят.
"Сейчас самое хорошее время строить новую АЭС"
О. Чюкшис, рассказывая о мировом резонансе на события в Японии, говорил о том, что в Германии будут закрываться ядерные реакторы, и вдруг прозвучала эта фраза - "самое время строить новую АЭС". Гендиректор рассказал о том, что продолжаются переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе даже с Японией, о строительстве на висагинской площадке новой АЭС.
На мою реплику о том, что в СМИ прошла информация, будто Литва, как и некоторые другие страны, якобы заявила о том, что не будет развивать ядерную энергетику, - гендиректор ответил, что это дезинформация, возможно, кому-то выгодная. А высказывания отдельных безответственных литовских деятелей, заявляющих после аварии в Японии об опасности для Литвы, оценил, как тривиальный пиар: "Сидел человек, никто о нем не вспоминал, и тут такой повод выйти и заявить о себе. Я слышал некоторые комментарии: то, что они говорят, это вред Литве, вред Висагинасу, вред проекту строительства новой АЭС".
О. Чукшис еще раз повторил, что, по его личному мнению, ситуация для строительства у нас новой АЭС очень благоприятная: в связи с тем, что будет отозван ряд проектов (строительства АЭС), перед инвесторами встанет задача - куда направить аккумулированные для них средства? Где для этого есть возможность? И мы со своими готовыми под строительство площадками, проверенными на сейсмостойкость и одобренными МАГАТЭ, со своей инфраструктурой и персоналом, безусловно, являемся привлекательными для инвесторов.
Так что нет оснований считать, что проект строительства у нас новой АЭС "похоронен". Переговоры об этом ведутся.
Инна НЕГОДА
http://web.sugardas.lt/index.php?cid=136375