Могут ли средства ИАЭС от продажи имущества выделяться на поддержку Висагинаса?

Могут ли средства ИАЭС от продажи имущества выделяться на поддержку Висагинаса?
Как сообщил 6 января мэр Эрландас Галагуз на заседании рабочей группы по экологии и энергетике (РГЭЭ), Министерство энергетики и ИАЭС инициируют закрытие Фонда снятия ИАЭС с эксплуатации (далее – Фонд).
Однако в начале декабря прошлого года мэры трех самоуправлений региона ИАЭС обратились к президенту, Правительству Литвы, в Министерство энергетики и Министерство социальной защиты и труда с рядом предложений и требований, в числе которых значится и сохранение Фонда снятия ИАЭС с эксплуатации.
По словам мэра Э. Галагуза, доходы от продажи имущества ИАЭС составляют от 2 млн в год и выше. Часть этих средств, в случае сохранения Фонда, может быть использована на нужды Висагинаса и региона – для смягчения социально-экономических последствий закрытия станции.
Если же Фонд будет закрыт, то все средства от продажи имущества (металлолома и других) остаются на ИАЭС.
Редакция задала несколько вопросов, связанных с продажей имущества Игналинской АЭС и c Фондом снятия станции с эксплуатации руководителю отдела коммуникаций ИАЭС Наталии Сурвиле-Глебовой.
-  Сколько средств от продажи имущества ИАЭС (в т.ч. металлолома) ежегодно (или в последний год) перечисляла в Фонд?
- С 2014 года в среднем предприятие ежегодно переводит в Фонд около 1,7 млн. евро. До конца 2018 года всего было переведено около 9,3 млн. евро.

-  Будут ли средства от продажи имущества (и др. доходы ИАЭС, ранее поступавшие в Фонд) оставаться в бюджете атомной станции?- Это будет установлено правовыми актами после прекращения деятельности Фонда.

- Если доходы от продажи имущества будут оставаться на ИАЭС, то каким может быть их использование?
Доходы, полученные в результате демонтажа и/или иной деятельности персонала ИАЭС (в том числе и продажи имущества), должны быть использованы на деятельность снятия с эксплуатации ИАЭС.
Может ли часть этих средств выделяться для помощи региону ИАЭС?
По установленным условиям ЕК эти средства не могут быть использованы на деятельность, которая не является снятием с эксплуатации.
Таким образом, никаких средств от продажи имущества, значительную часть которого составляет демонтированное и превращенное в металлолом оборудование, нашему городу и региону ИАЭС не полагается.
Напомним, что во время эксплуатации ИАЭС действовали Фонд поддержки и Фонд развития инфраструктуры. Первый обеспечивал выплату «гробовых» работникам бюджетных учреждений, а второй был хорошим подспорьем для городского бюджета.
Теперь ИАЭС не производит электроэнергию, но «производит» металлолом. Так что требование мэров региона сохранить Фонд снятия с эксплуатации и направить накопленные в нем в регион ИАЭС представляется вполне логичным.
Законопроект по поводу закрытия Фонда уже зарегистрирован в Сейме. Удастся ли мэрам отстоять свою позицию, покажет время.
Инна Негода
news.tts.lt