Виктор Шевалдин: «По сути, мы прощаемся с мирным атомом»
Немногим более двух месяцев остались до так называемого часа «Х», когда будет остановлен второй энергоблок Игналинской атомной электростанции.
Впервые за многие годы Литва останется без мирного атома. Из производителя самой дешевой электроэнергии ИАЭС превратится в довольно крупного ее потребителя, а страна вынуждена будет на полную мощность эксплуатировать свои тепловые электростанции и закупать недостающую часть электроэнергии у восточных соседей.
Идею строительства новой Висагинской атомной электростанции муссируют уже давно. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не продвигается. Повисла в воздухе и идея совместного строительства атомной электростанции со странами Балтии и Польши, развалился «энергетический львенок» - «Лео ЛT». В условиях глобального экономического кризиса довольно трудно, а порой невозможно найти стратегического инвестора, который взялся бы за грандиозное и дорогостоящее строительство новой атомной электростанции. Поэтому ее гипотетический ввод в эксплуатацию откладывается с 2016-го до 2020 года.
Все эти проблемы, прежде всего, должны волновать правительственных чиновников и специалистов-энергетиков. А простые потребители электроэнергии задаются вопросом, сколько им придется выкладывать из своего кошелька в 2010 году за один киловатт-час использованной электроэнергии? Не подорожает ли проезд в троллейбусах и электричках? Не подскочат ли цены на продовольственные и промышленные товары, ведь предприятия, выпускающие их, используют немало электроэнергии, и себестоимость продуктов и промышленных товаров должна увеличиться?
А может быть, атомная электростанция Литве вообще не нужна? Быть может, электроэнергию дешевле закупать у соседей, чем производить у себя, учитывая то обстоятельство, что вблизи границ Литвы лет через шесть заработают Балтийская АЭС в Калининградской области и Белорусская АЭС?
На эту тему наш корреспондент беседует с директором Игналинской атомной электростанции Виктором ШЕВАЛДИНЫМ.
- Когда люди соберутся за праздничным новогодним столом, ваши операторы преподнесут «подарок» всем жителям Литвы - нажмут на кнопку и остановят второй энергоблок. Не обидно, что эта процедура выпала на вашу долю?
- Чувства обиды у нас нет. 25 лет назад, когда мы запускали атомную электростанцию в эксплуатацию, то, конечно, не думали, что настанет день, когда именно мне придется отдавать команду остановить работу второго энергоблока. Думаю, читателям вашей газеты известно, что первый энергоблок ИАЭС был остановлен несколько раньше.
До полной остановки станции - все меньше времени. И наш коллектив морально уже подготовился к этому нерадостному моменту. Радоваться можно лишь тому, что финансирование процесса вывода Игналинской атомной электростанции из эксплуатации, а он будет достаточно долгим и дорогостоящим, большей частью берет на себя Европейский союз. Это, на мой взгляд, единственный плюс всего трагического в масштабах страны процесса. Ведь мы, по сути, прощаемся с мирным атомом. Не могу сказать, на время или навсегда.
С закрытием ИАЭС Литва остается без собственного основного поставщика дешевой электроэнергии. Придется включать на полную мощность свои тепловые электростанции и сжигать органическое топливо, будь то газ или мазут. Органические энергоносители Литва получает из России, и их стоимость напрямую зависит от цены на нефть на мировых биржах. Так что о дешевой электроэнергии нам придется забыть.
Все наши тепловые электростанции не смогут в полном объеме обеспечить Литву электричеством. Я думаю, что половину необходимой электроэнергии произведут наши тепловые электростанции, а вторую половину мы вынуждены будем закупать у соседей.
- До закрытия вашей станции осталось немногим более двух месяцев. Получили ли вы приказ Министерства энергетики или официальное распоряжение правительства республики об остановке второго энергоблока?
- Пока закон о закрытии ИАЭС не принят. Но дата закрытия фактически уже определена - это 31 декабря 2009 года. Ничего нового от этого закона я не жду. Тем не менее, официального распорядительного документа о закрытии атомной станции у меня нет. Правительством должны быть приняты закон о закрытии энергоблока, чего требует Закон об атомной энергетике Литвы, и решение о дате остановки реактора. Этими документами я пока не располагаю, но думаю, что они уже готовятся.
- Какие настроения царят сегодня на станции? Не собираются ли ваши специалисты предложить свои услуги калининградцам и белорусам, которые в отличие от нас реально взялись за строительство атомных электростанций?
И вообще, как по вашему мнению, нужна ли Литве новая АЭС?
- Решение о возведении атомных электростанций в Калининградской области и Белоруссии в непосредственной близости от наших границ, в какой-то степени, спровоцированы решением руководителей нашего государства закрыть Игналинскую атомную электростанцию. Если бы мы не закрывали свою станцию, и она работала бы на полную мощность, то первый энергоблок был ориентирован на экспортные поставки электроэнергии в те же Белоруссию и Калининградскую область, а второй энергоблок вырабатывал до 80 процентов необходимой Литве электроэнергии. Всем понятно, что с нового года картина кардинально изменится.
Ну а что касается настроения людей, то многие уже смирились со своей участью. Кто-то уходит на заслуженный отдых, кто-то открывает свое дело, кто-то поменял место жительства, но основной контингент работников станции остался и будет занят работами по выводу ее из эксплуатации. Поверьте, нам предстоит огромная по объему работа, которая затянется лет на 20-25. Мы планируем оставить процентов 60-70 от нынешнего персонала для проведения различных работ.
Тем не менее, в этом году, как и в прошлом, продолжается процесс увольнений наших работников. В текущем году мы планируем уволить в среднем около 600 человек и в будущем году - еще 500 человек. Мы стремимся к тому, чтобы численность нашего персонала в 2010 году была в пределах 1900 человек.
- А не получится ли так, что ваши ведущие специалисты-атомщики просто уедут к соседям, в ту же Белоруссию и Калининградскую область?
- Такая возможность не исключена. Насильно задерживать кого-либо мы не вправе. Ведь лучше работать по специальности на действующей станции, чем на закрытом объекте, где, увы, не будет никаких перспектив для профессионального роста. Думаю, что наши специалисты, которым сегодня 30-40 лет, наверняка задумываются о переходе на работу на АЭС Калининградской области и Белоруссии. А там их примут с распростертыми объятиями. Многие из них все еще надеются на то, что и в Литве будет построена Висагинская атомная электростанция. Нас спасает то обстоятельство, что наши соседи только собираются возводить атомные электростанции, а не запускают их в эксплуатацию. У нас есть еще, как минимум, года три-четыре.
- Кстати, Альгирдас Бразаускас, например, считает, что в сложившейся ситуации новая атомная электростанция Литве не нужна, страна может обойтись тепловыми электростанциями. А как считаете вы?
- Решение о строительстве в Литве новой атомной электростанции было принято значительно раньше, чем это решили Белоруссия и Калининград. Думаю, что в одном небольшом регионе три атомных электростанции - это уже перебор.
Нужна ли Литве новая атомная электростанция? Когда она будет построена? Будет ли новая АЭС конкурентоспособной на рынке? Трудно однозначно ответить на все эти вопросы. Ситуация и жизнь стремительно меняются, и делать в подобной ситуации прогнозы бесполезно.
Я считаю политику нашего правительства по привлечению стратегического инвестора для строительства новой АЭС с использованием инфраструктуры нашей станции правильной. Целесообразно это или нет, покажет время.
Одно могу сказать: калининградцы построят свою атомную электростанцию раньше, чем белорусы. И произойти это может через четыре-пять лет. А вот когда будет (если будет вообще) построена Висагинская АЭС, не знает никто. Думаю, что при благоприятном исходе - лет через восемь-девять. Тогда вряд ли она будет конкурентоспособной.
- Премьер-министр Андрюс Кубилюс недавно заявил, что после нового года электроэнергия подорожает для потребителей не более чем на 10 центов. А по предварительной оценке министра энергетики Арвидаса Сякмокаса, стоимость одного киловатт/часа электроэнергии новой Висагинской атомной электростанции может составить всего 7-8 центов. Действительно так или это популистские высказывания и желание наших политических мужей несколько сгладить напряженность в обществе?
- Я считаю, что это всего лишь прогнозы, которые возможны при ряде благоприятных обстоятельств. Но их, увы, в период глобального экономического кризиса трудно ожидать в обозримом будущем. Я больше склонен верить тому, что заявит Комиссия по контролю за ценами в энергетике.
Какие будут цены - свободные или регулируемые вышеуказанной комиссией, пока не ясно.
Я не очень верю в то, что после нового года стоимость одного киловатт/часа электроэнергии повысится всего лишь на 10 центов. Считаю это нереальным. Может быть, правительство вынашивает планы на 10 центов повысить цены на электроэнергию с начала 2010 года, а потом ежеквартально увеличивать ее.
Сегодня мы продаем электроэнергию по 6,11 цента за один киловатт/час. Такую цену никто больше предложить не сможет. Кстати, я считаю, что эта цена изначально была занижена правительством. Если бы ИАЭС продавала электроэнергию по несколько большей цене, то в бюджет страны поступали бы огромные суммы. И сегодня не надо было прибегать к урезанию пенсий и пособий социально поддерживаемым слоям населения и вводить строжайший режим экономии. Но об этом говорить уже поздно.
Я твердо знаю, что стоимость электроэнергии, вырабатываемой тепловыми электростанциями, и цена электроэнергии, которую мы будем получать из-за рубежа, будет значительно выше наших цен. И к этому надо быть готовыми. Электроэнергия - такой продукт, от которого зависят не только бытовые расходы каждой семьи, но и цены на продукты питания и различные товары, на транспортные услуги и т.д. Так что, не исключено, что после нового года нас ожидают очередной скачок цен и вторая волна экономического кризиса.
- Поговаривают, что стоимость строительства новой атомной электростанции в Литве будет сопоставима с годовым бюджетом страны. Так стоит ли овчинка выделки?
- Всем ясно, что Литва никогда в одиночку не построит новую атомную электростанцию. Нам нужен серьезный стратегический инвестор, который годов выложить в строительство АЭС кругленькую сумму. Какова будет цена новой станции, зависит и от количества энергоблоков, и от их мощности, и от типов реакторов. Все это будет определяться с эксплуатирующей организацией, которая возьмет на себя финансирование строительства новой АЭС.
Если Литве удастся найти инвестора и это будет выгодно государству, то строить станцию надо.
Будущий год, судя по всему, расставит все акценты. Страна будет жить без атомной энергетики, быть может, это кому-то понравится. Тогда нет смысла строить дорогостоящую атомную станцию. Повторяю, все будут диктовать рынок энергоносителей и конечная цена на предложенную электроэнергию. Мы сами выбрали такой путь и должны пройти его до конца.
Ефим РАБИН,
«Экспресс-неделя» Nr.44 # 29 октября 2009
RUNET.Lt