Расправа: русскоязычного главу ИАЭС изгнали вместе с женой

«Уничтожают старую гвардию». Многолетний глава Игналинской АЭС не раз подвергался критике за то, что плохо владеет литовским языком — Висагинас, где находится ИАЭС, единственный в основном русскоязычный город Литвы. Кроме того, в последнее время он выступил в литовских СМИ с заявлениями, что он не верит в возможность построить новую АЭС в Литве. Ранее Шевалдин критиковал решение закрыть ИАЭС по требованию Брюсселя.
Литовские СМИ с некоторым недоумением и даже возмущением сообщают о состоявшейся на минувшей неделе неожиданной «расправе» с многолетним руководителем Игналинской АЭС и его работавшей на АЭС женой. Газета Vilniaus diena сообщает о том, что «весть об увольнении Виктора Шевалдина, бывшего руководителя Игналинской атомной электростанции шокировала весь Висагинас». Издание пишет, что жители Висагинаса усматривают в этом расправу над Шевалдиным, которого называют патриархом города.
«Нет, простите, но я точно ничего не буду говорить. Это удар. У меня шок», — не сдерживая слез, говорила вчера супруга бывшего советника генерального директора ИАЭС Раса Шевалдина. Она не рассказала, где был и чем занимался ее муж, его мобильный телефон был выключен. Ясно только одно, что такой шаг руководства был неожиданным для Шевалдиных, отмечает ежедневник.
По словам газеты, работающие сейчас и бывшие сотрудники ИАЭС уверены, что это систематическое уничтожение старой гвардии, а сам Шевалдин просто стал козлом отпущения. С предприятия с треском увольняют работников, занимавших высокие посты.
Работник уверял, что, как только начали отстранять Шевалдина от власти, на электростанции начались проблемы. Если так будет продолжаться, все может закончиться катастрофой. «Четыре месяца назад какое-то вильнюсское предприятие чистило трубы, концентрированная химическая жидкость разлилась в окружающую среду. До сих пор есть пятна, и непонятно, какой вред это наносит. Если бы это произошло при Шевалдине, его наверняка расстреляли бы. А сейчас — все в порядке», — рассказывал работник предприятия.
Delfi в статье на эту тему под названием «Увольнение Шевалдина шокировало Висагинас» отмечает, что в конце марта администрация ИАЭС обратилась в прокуратуру города Висагинаса по поводу действий руководства и других работников ИАЭС. Администрация просила выяснить обстоятельства задержки и подорожания проекта закрытия атомной электростанции.
Не дали доработать до пенсии два месяца: интервью жены Шевалдина. В свою очередь газета Respublika печатает интервью с женой экс-главы ИАЭС «В.Шевалдин изгнан с ИАЭС». По словам ежедневника, «во вторник утром в срочном порядке был уволен с работы Виктор Шевалдин, бывший руководитель Игналинской атомной электростанции (ИАЭС), в последнее время работавший на электростанции советником генерального директора. Почему В.Шевалдину, 28 лет руководившему электростанцией, велели уйти, когда до пенсии ему оставалось два месяца?».
По словам газеты, «указание оставить пост В.Шевалдину во вторник утром дал новый директор этого предприятия Жильвинас Юркшус, требуя уволиться с занимаемой должности. 63-летний В.Шевалдин должен был выйти на пенсию 29 июня нынешнего года. Одновременно уволиться с работы было велено и жене В.Шевалдина Расе Шевалдиной, работавшей на ИАЭС инженером по безопасности работ». То, что с работы, без объяснения причины, выгоняют одновременно и мужа, и жену, — невиданное в демократическом государстве явление.
Вот что ответила на вопрос газеты Respublika представитель ИАЭС по печати Дайва Римашаускайте: «Шевалдин и мадам Шевалдина уволены с работы по соглашению сторон, а больше комментировать я не уполномочена». Издание напоминает, что с должности директора ИАЭС Шевалдин был уволен в марте прошлого года, после этого он стал советником спущенного сверху нового директора. Директором тогда стал дипломат Освалдас Чюкшис, который на прошлой неделе неожиданно уступил свой пост Ж.Юркшусу, работавшему на ИАЭС всего лишь экспертом.
Газета не смогла связаться с самим Шевалдиным. Ниже приводится интервью с женой Шевалдина Расой Шевалдиной.
Почему вас с мужем уволили с работы одновременно?
Случилось то, что мы предчувствовали уже давно.
Представители ИАЭС говорят, что В.Шевалдин и Р.Шевапдина уволены с работы «по соглашению сторон». Так каково же было это соглашение?
В.Шевалдин в одном из интервью газете Respublika (23.03.2011, «Литва лишь светится планами по атомной энергетике») заявил, что в Литве никогда уже не будет атомной электростанции, поскольку принято такое политическое решение. Может быть, даже не в Литве...
За это интервью мой муж получил строгое замечание от О.Чюкшиса, который, кстати, и сам уже больше не директор ИАЭС. Я думаю, в Литве уже никто не может высказать свое мнение — не те времена.
И хотя для нас с мужем наконец закончилась как бы одна большая смена на электростанции, мы еще не можем говорить о многих вещах, которые происходят на ИАЭС и в энергетике страны вообще. Только потому, что у нас есть дети, еще не окончившие школу. Думаю, что, если бы я не была женой В.Шевалдина, я работала бы на ИАЭС и сегодня.
На электростанции я проработала 20 лет, 15 лет — начальником информационного центра. Поскольку эту штатную единицу сократили, я стала инженером по безопасности работ на ИАЭС. Сейчас меня уволили окончательно. И никто не объяснил почему.
На электростанции сейчас происходит то же самое, что и со всей энергетикой Литвы. Специалисты, энергетики, опыт и знания государству уже не нужны. Это прекрасно подтверждает сам министр энергетики Арвидас Секмокас, который год назад, приехав на встречу с нашим коллективом, сказал: «Вы — уже не атомная электростанция!» Атомной эта электростанция будет до тех пор, пока в реакторе есть топливо. Конечно, может быть, я, женщина, придираюсь к словам, однако министру не подобает демонстрировать такие «знания».
Атомную электростанцию можно закрыть до состояния ровной зеленой лужайки. Но вряд ли это произойдет в Литве. Закончатся выделенные на закрытие деньги, закончится и процесс закрытия. Что будет потом — трудно себе представить.
ИА REGNUM