Из истории: Открытое письмо Председателю комиссии по атомной энергетики Сейма Литвы Рокасу Жилинскасу

Уважаемый господин Р.Жилинскас!
На сайте DELFI 30 марта 2010 года было напечатано сообщение, что к прокурорам по поводу злоупотребления на Игналинской атомной станции (далее по тексту ИАЭС) при работе с сервоприводами обратился Р.Жилинскас. В этом сообщении упоминается моя фамилия. Поэтому я решил, что Вам будет интересна достоверная информация из первоисточника по тем вопросам, которыми Вы интересуетесь. Во время тех событий я не был акционером (владельцем) или директором “Energetikos tiekimo baz?“, я привожу только факты.
Итак:
1. Необходимо констатировать, что все сервоприводы полностью выполнили свою задачу. Все сервоприводы отработали на ИАЭС весь срок (около тридцати лет) без единого замечания от начала работы ИАЭС до её полного останова и закрытия. То есть в организации работы с сервоприводами ошибок не было. 
2. Надо констатировать, что в работе с сервоприводами не был нанесён ущерб интересам Литвы, как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения экономики.
3. Надо констатировать, что Литва получила от работы ИАЭС, в том числе и благодаря своевременной и качественной поставке сервоприводов, большую экономическую выгоду – дешёвую и безопасную электроэнергию.
4. Факт надёжной работы сервоприводов в течение около тридцати лет без единого замечания говорит о:
4.1. Высокой квалификации коллектива Игналинской АЭС в части работы по сервоприводам. Коллектив ИАЭС обеспечил грамотную работу по эксплуатации сервоприводов, что привело к их бесперебойной работе в течение тридцати лет от начала эксплуатации вплоть до остановки ИАЭС.
4.2. Высокой квалификации коллектива Завода-изготовителя сервоприводов.
4.3. Высокой квалификации сотрудников поставщика сервоприводов - “Energetikos tiekimo baz?“.
4.4. Высокой квалификации коллектива таможенной службы Литвы, которая провела все таможенные процедуры по сервоприводам в строгом соответствии с Законом Литвы.
4.5. Высокой квалификации коллектива надзорного органа – ВАТЕСИ, в части работы по сервоприводам. Организация грамотного надзора за сервоприводами обеспечила их бесперебойную работу в течение тридцати лет вплоть до остановки ИАЭС.
4.6. Высокой квалификации коллектива Министерства Хозяйства Литвы в части работы по сервоприводам. Организация работы, которую обеспечило Министерство хозяйства Литвы, обеспечила их бесперебойную работу в течение тридцати лет вплоть до остановки ИАЭС.
4.7. Высокой квалификации коллектива различных научных институтов Литвы (Литовский энергетический институт, ВИТИ и другие) в части работы по сервоприводам. Коллективы этих научных институтов обеспечили такой уровень научной поддержки работ по эксплуатации сервоприводов, что это привело к их бесперебойной работе в течение тридцати лет от начала эксплуатации вплоть до остановки ИАЭС.
5. Надо констатировать, что Игналинская АЭС остановлена. Новых поставок сервоприводов не планируется.
6. Надо констатировать, что ядерная энергетика – это сложная отрасль хозяйства. Поэтому все важные процессы в ядерной энергетике строго регламентируются и делаются по документам. Вся информация о всех важных системах и оборудовании строго регламентирована, строго хранится и рассылается пользователям.
7. Вы утверждаете, что на Ленинградской АЭС была кража сервоприводов. Однако надо констатировать, что согласно положениям, имеющимся в ядерной энергетике, о всех событиях с важным оборудованием (а кража сервоприводов явно к таковым относится) необходимо сообщать на Завод-изготовитель сервоприводов. Информацию о краже сервоприводов Завод-изготовитель должен был направить на четыре атомные станции, на которых эксплуатируются подобные устройства (и на ИАЭС, в том числе). Эту информацию Завод-изготовитель обязан был направить своему единственному полномочному представителю в Литве - “Energetikos tiekimo baz?“. Надо констатировать тот факт, что такого сообщения не было ни от Завода–изготовителя, ни от других компетентных органов Литвы или других стран.
8. Вы цитируете СМИ: «...По словам СМИ, подделав таможенные документы, украденное в России оборудование в 2003-2004 годы в Литву ввезло предприятие Сергея Русакова “Energetikos tiekimo baz?“, позже оно было смонтировано на Игналинской станции».
8.1. Отвечаю: это утверждение не соответствует действительности.
8.1.1. “Energetikos tiekimo baz?“ никогда не подделывало никаких документов.
8.1.2. Надо констатировать, что если с реактора атомной станции украсть сервопривод, то этот сервопривод будет иметь сильную степень радиации. Эту радиацию неминуемо заметят приборы, стоящие на границе России, Латвии, Литвы и при ввозе на Игналинскую АЭС. Надо констатировать, что таких фактов зафиксировано не было.
8.1.3. Надо констатировать, что я - Сергей Русаков не являюсь акционером (владельцем) “Energetikos tiekimo baz?“.
9. Надо констатировать, что “Energetikos tiekimo baz?“ поставляло на ИАЭС только новые сервоприводы, о чём свидетельствуют заводские паспорта сервоприводов.
10. Надо констатировать, что все сервоприводы, поставленные “Energetikos tiekimo baz?“, имеют заводские паспорта. Паспорт каждого сервопривода составляется Заводом-изготовителем. В паспорте стоит дата выдачи, срок эксплуатации, то есть этот документ свидетельствует о том, что изделие качественно, прошло техническое освидетельствование. Все паспорта сервоприводов, которые поставила “Energetikos tiekimo baz?“, в полном порядке. Все эти Паспорта подвергались многократной проверке различными компетентными органами Литвы, Латвии, России. Не выявлено ни одного замечания.
11. Надо констатировать, что по аналогичному запросу работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам проверялась специалистами Таможенной службы Литвы. Эта проверка длилась несколько лет. Эта проверка отняла много времени и сил специалистов Таможенной службы Литвы. Эта проверка стоила бюджету Литвы больших расходов. В результате этой проверки установлено, что работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам соответствует Законам Литовской Республики, что цены, по которым “Energetikos tiekimo baz?“ поставляла сервоприводы, соответствуют рыночным ценам Евросоюза на аналогичные изделия. То есть нет экономического ущерба интересам Литвы.
12. Надо констатировать, что по аналогичному запросу работа “Energetikos tiekimo baz?“, в частности, и по сервоприводам, проверялась специалистами Департамента Государственной Безопасности Литвы. Эта проверка длилась несколько лет. Эта проверка отняла много времени и сил специалистов Департамента Государственной Безопасности Литвы. Эта проверка стоила бюджету Литвы больших расходов. В результате этой проверки установлено, что работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам соответствует Законам Литовской Республики.
13. Надо констатировать, что по аналогичному запросу работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам проверялась специалистами ФНТТ Литвы. Эта проверка длилась несколько лет. Эта проверка отняла много времени и сил специалистов ФНТТ Литвы. Эта проверка стоила бюджету Литвы больших расходов. В результате этой проверки установлено, что работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам соответствует Законам Литовской Республики.
14. Надо констатировать, что по аналогичному запросу, работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам проверялась специалистами Прокуратуры Литвы. Эта проверка длилась несколько лет. Эта работа отняла много времени и сил специалистов Прокуратуры Литвы. Эта проверка стоила бюджету Литвы больших расходов. В результате этой проверки установлено, что работа “Energetikos tiekimo baz?“ по сервоприводам соответствует Законам Литовской Республики.
15. Надо констатировать, что в области ядерной энергетики Литвы присутствует очень большая конкуренция. В этой конкурентной борьбе в Литве часто используют разные средства. Зачастую для отвлечения внимания государственных органов Литвы от больших хищений средств Литовского бюджета, преступники используют методику отвлечения сил и внимания общественности на другие темы, которые выставляются этими преступниками, как важные. Например, для государственной безопасности.
16. Надо констатировать, что “Energetikos tiekimo baz?“ поставила на Игналинскую АЭС сотни единиц сложнейшего оборудования. Эти сотни единиц сложнейшего оборудования проработали на Игналинской АЭС более десяти лет. За это время не было ни одного случая отказа ни одной единицы оборудования. По этому параметру “Energetikos tiekimo baz?“ находится среди лучших предприятий Литвы в области ядерной энергетики.
17. Надо констатировать, что в результате всех этих проверок и опубликования вымыслов в адрес “Energetikos tiekimo baz?“, “Energetikos tiekimo baz?“ было вытеснено из ядерного бизнеса Литвы.
18. Надо констатировать, что вытеснение незаконными средствами “Energetikos tiekimo baz?“ из ядерного бизнеса Литвы нанесло Литве значительный финансовый и существенный технический ущерб, и принесло значительное обогащение отдельным физическим лицам, проживающим в Литве и в России. Эти факты пока не получили должной оценки компетентных органов Литвы.
19. Ваш запрос в целом, господин Жилинскас, носит явно положительный характер. Ваш запрос направлен на установление ещё более жёсткого общественного и парламентского контроля за деятельностью ядерного объекта Литвы, чем это было ранее. Я надеюсь, что в результате совместной работы всех служб и общественности Литвы будет налажен ещё более действенный и эффективный, чем был ранее, контроль за расходованием средств по закрытию ИАЭС и строительством новой атомной станции в Литве.
20. Я надеюсь, что новая атомная станция в Литве будет успешно построена, совместными усилиями всех специалистов и людей доброй воли Литвы. Я надеюсь, что новая АЭС Литвы отработает свой срок также без серьёзных сбоев, как отработала свой срок Игналинская АЭС. Я надеюсь, что новая атомная станция даст народу еще больше дешевой и безопасной электроэнергии и тепла, чем дала Игналинская АЭС.
Если есть какие-то вопросы, прошу обращаться.
С уважением к Вам,
Сергей РУСАКОВ.