НЕРАБОТАЮЩАЯ ИАЭС РАЗЖИГАЕТ НЕШУТОЧНЫЕ СТРАСТИ



 

Процесс закрытия Игналинской атомной электростанции (ИАЭС) — лакомый кусочек как для литовских, так и для зарубежных компаний. Хотя бы до того момента, пока не закончились деньги инвесторов. Однако у участников конкурсов возникают вопросы, действительно ли эксперты работают честно. 
«Может надо было просто извиниться, узнав имена конкурентов и сказать, что не туда попали?» – иронично заметил гендиректор организации «Eurovia Lietuva» Станиславас Каблис. 
Это предприятие, заключившее соглашение о совместной деятельности с организациями «Ekabana» и «Vilstata», принимает участие в конкурсе на право строить модули утилизации ядерных отходов при хранилище использованного ядерного топлива. Точнее, принимал участие. По решению ИАЭС, данные организации признаны, якобы, несоответствующими существующим квалификационным нормам. 
Названия оставшихся участников конкурса не разглашаются, однако, по информации источника, на заказ стоимостью около 7 млн. евро претендует два консорциума. Но кто же эти, упомянутые С. Каблисом, участники конкурса? Оказывается, один из претендентов — строительная организация «Mitnija», находящаяся во владении у в прошлом печально известного концерна «MG Baltic». 
Оценка проходила слишком долго 
По словам руководителя «Eurovia Lietuva», организации , заключившие соглашение о совместной работе, планируют предъявить претензию по поводу решения ИАЭС о снятии их с конкурса. 
«Хотя бы потому, что из всех участников только мы и "Vilstata" обладаем настоящим опытом в работе на ядерных объектах. Каким образом другие предприятия получили сертификаты, сложно представить», - пояснил С. Каблис. 
Интересно, что квалификацию потенциальных участников на ИАЭС оценивали с февраля по май, хотя обычно этот процесс в несколько раз быстрее. 
Самоуправление избегает плат 
Руководитель «Vilstata» Владиславас Можейка сомневается, что ухудшение положения его предприятия из-за действий Висагинского самоуправления в этот период может быть совпадением. 
«Мы реновируем две школы в Висагинасе. Конкурс выиграли еще в 2014 года — все шло, как обычно. Однако в прошлом году выяснилось, что заказчик не учел весь объем работ, без чего невозможно завершить реновацию школ. О том, что необходимо провести дополнительные работы, мы сообщили самоуправлению еще шесть месяцев назад. Однако, как только мы начали объяснять, платить самоуправление перестало — даже за выполненные работы. Работали дальше, поэтому с декабря уже накопилось около 130 тыс. евро долга», — поясняет руководитель ЗАО «Vilstata». 
С первого взгляда реновация школ и работы на ИАЭС не имеют ничего общего. Однако ИАЭС довольно придирчиво смотрит на финансовое положение всех возможных подрядчиков и может отказаться от них из-за мельчайших долгов «Sodra» или Государственной налоговой инспекции (ГНИ). 
В. Можейка утверждает, что предприятию, оборот которого в год составляет около 3 млн. евро, долг такого размера очень важен. Более того, за давно завершенные работы с «Vilstata» до сих пор не рассчиталась и сотрудничающая с ИАЭС «Nukem Technologies» — долг достигает около полумиллиона евро. 
«Количество работников уже сократилось — было около 130, а теперь стало примерно 80. Крутимся, как можем, однако, когда по необъяснимым причинам задерживаются выплаты, положение с каждым днем становится все более шатким», - не скрывает В. Можейка. 
Цель – истощение предприятия? 
Руководитель «Vilstata» уверен, что администрация Висагинского самоуправления специально избегает расчета с предприятием, чтобы оно начало тонуть в долгах и было признано неподходящим для участия в конкурсах ИАЭС. 
В Висагинасе ходят слухи, что директор администрации самоуправление Сергей Мицкевич не раз объяснял, что не будет платить предприятию «Vilstata». Говорят, что в самоуправлении очень уверенно себя чувствуют представители одной Висагинской строительной компании, которая с другими партнерами пытается претендовать на работу на ИАЭС. 
Мэр Висагинаса Даля Штраупайте еще в марте подписала постановление и велела создать рабочую группу, которая бы вместе с подрядчиками решала разногласия по поводу дополнительных работ и отчетов о проделанной работе. 
Однако директор администрации самоуправления написал мэру ответ, где поясняется, что эти вопросы — за границами ее компетенции и это, якобы, вредит интересам Висагинского самоуправления. Почему с подрядчиком не расплачиваются? Правда ли, что было обещано ему вообще не платить? Такие вопросы были отправлены С. Мицкевичу, однако за две недели он так и не нашел времени на них ответить. 
Попросили открыть карты 
Пока выяснялись вопросы с самоуправлением, «Vilstata» и другие ее партнеры получили ошеломляющее своим содержанием письмо от председателя Комисии общественных закупок ИАЭС Айсте Страздене. В нем пояснялось, что один из кандидатов на участие в конкурсе пожелал ознакомиться с предоставленными конкурентами 
В письме было указано, что не предоставив доказательств того, что указанная в заявке информация — конфиденциальна, до указанного комиссий термина она будет считаться общественной. Другими словами, конкурентом будут открыты, если не все, то, как минимум, половина карт. 
«Такого не было ни по одному конкурсу. Может тогда другим участникам выслать и предлагаемые цены, чтобы все знали?», – иронично спрашивал руководитель «Vilstata» В. Можейка. 
В свою очередь ИАЭС на вопрос об этом конкурсе ответила лишь красивыми фразами. 
«Заявки на конкурс по закупкам подал не один сильный кандидат или группа кандидатов совместной деятельности. Это известные и имеющие большой опыт литовские предприятия. Информация о заявителях и содержание их заявок не распространяется, чтобы ни один кандидат не имел преимущества перед другими и не представилось бы возможности для влияния на действия других заявителей», — в своем письме издательству «Lietuvos rytas» утверждала начальник коммуникаций ИАЭС Наталия Сурвила-Глебова. 
Ждали, чтобы накопился долг 
Однако чрезмерная бдительность ИАЭС по отношению к победе в конкурсе одного из участников привлек внимание распорядителей. 
Центральная агентура по управлению проектами (CPVA), через которую инвесторы финансируют вывод из эксплуатации ИАЭС, отправила руководству электростанции предупреждение о том, что нельзя проверять только одного заявителя, так как всем должны быть предъявлены одинаковые требования. 
Условиями конкурса предусмотрено, что вместе с заявкой подаются данные о долгах по социальному страхованию, тогда же, когда подаётся сама заявка. Однако, по словам руководителя «Vilstata», информацию о долгах предприятия ИАЭС собирала и позже, когда задержалась оценка квалификационных требований. 
В течение нескольких месяцев не получающая денег от Висагинского самоуправления за выполненные и далее проводимые работы, «Vilstata» серьезно задолжала «Sodra» — на 18 мая долг достиг почти 57 тыс. евро. 
На вопрос о том, почему одни претенденты были проверены строже других, представители ИАЭС так и не ответили, только отметили, что при проведении общественных закупок и выбирая победителя, они всегда придерживаются принципов равновесия, недискриминации и прозрачности. 
Настроены на дальнейшие выяснения 
Однако даже после упомянутого предупреждения от CPVA, ИАЭС решила отстранить партнеров по совместной деятельности от дальнейшего участия в конкурсе. 
«Не понятно, почему комиссия по закупкам так долго задерживала оценку квалификационных требований. Может ждала, пока положение какого-либо участника станет более шатким и откроется дорога другим?» - не скрывал негодования руководитель «Eurovia Lietuva» С. Каблис. 
Это дочерняя компания Французского строительного гиганта «Eurovia» уже работала на ИАЭС и ей, как и «Vilstata», осталась должна «Nukem». 
«Однако нам этот долг не создаёт столько проблем, так как мы финансово намного сильнее. С другой стороны, участвовать мы решили, заключив соглашение о совместном предприятии. Согласно ему, если один из партнеров даже будет на грани банкротства, другие обязаны взять на себя ответственность. Мы точно можем это сделать, поэтому решение того, что мы не удовлетворяем квалификационных требований, абсолютно непонятно. Мы уже предоставили претензию, однако пока что не получили ответа», — рассказал С. Каблис. 
Не удалось получить запрашиваемые документы 
«CPVA, осуществляя проекты Игналинской программы, систематически проводит контрольный присмотр за общественными закупками получателей помощи (например, ИАЭС). Эти закупки финансируются на средства Игналинской программы. Агентура (CPVA - прим.), оценив процедуры проведенных получателем помощи общественных закупок, принимает решение о финансировании. Однако о последней закупке CPVA еще не получила документов, поэтому мы не можем ответить на возникшие вопросы», — сказала руководитель Отдела коммуникации Эгле Кучинскайте. 
Оригинал статьи verslas.lrytas.lt 
Фото lrytas.lt