ЗАКРЫТИЕ И СНЯТИЕ С ЭКСПЛУАТАЦИИ ИГНАЛИНСКОЙ АЭС ПРИВЕЛО К ОБРАЗОВАНИЮ РЯДА ПРОБЛЕМ КАК СОЦИАЛЬНЫХ, ТАК И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ



 

Часть квалифицированного персонала была уволена, кто-то был вынужден уйти на пенсию, а большей части, пришлось искать другую работу. Отсутствие подготовленного рынка занятости привело к тому, что квалифицированный персонал, уехал искать работу в другие страны. 
Другой, не менее значимой проблемой, являются работы по дезактивации и демонтажу оборудования АЭС. Следует отметить, что при работающих реакторах, все радиоактивные продукты, образующиеся в результате цепной реакции, были локализованы в замкнутых технологических контурах станции. Радиоактивные продукты, которые выводилась их технологических систем, согласно установленным процедурам (регламенту), осаждались на специальных фильтрах или поступали в систему подавления радиоактивности (камера выдержки). 
Только после снижения радиоактивности в этих системах, до установленных значений, газоаэрозольная смесь удалялась в атмосферу через вентиляционные трубы. Таким образом, при работающих реакторах, были задействованы все барьеры безопасности, ограничивающие сброс радиоактивных продуктов в окружающую среду (ОС), сверх установленных норм. Радиационная ситуация в окружающей среде может измениться (ухудшиться) при проведении планируемой хозяйственной деятельности на ИАЭС в процессе снятия ее с эксплуатации.
Это связано с тем, что: 
— большое количество радиоактивного ядерного топлива (только с 1-го энергоблока) хранится в 120 –ти контейнерах на открытой площадке в 6 км от города Висагинас. Отработавшее топливо имеет болmшую радиоактивность, а защитные контейнеры не обеспечивают 100% подавление, как гамма –излучения, так и нейтронного потока; 
— демонтаж основного оборудования и разделка его на фрагменты приведет к тому, что значительное количество радиоактивных продуктов будет поступать в воздух помещений и, в конечном счете, 0,005% этого количества через вентиляционную систему в атмосферу. При работе реакторов, почти вся радиоактивность удерживалась в замкнутых системах;
— временно можно оставить за скобками проблемы, связанные с физической защитой объектов с РАО, это и инциденты техногенного происхождения, несанкционированные действия иных структур, человеческий фактор и т. д.
Особое внимание в программе по снятию с эксплуатации ИАЭС, следует уделить работам по вскрытию металлоконструкций реакторов, извлечению технологических каналов, разборке и утилизации графитовой кладки. В мировой практике, отсутствуют методы и технологии демонтажа и утилизации огромного количества радиоактивного графита. В общей сложности с двух энергоблоков ИАЭС нужно будет утилизировать более 3500 тонн радиоактивного графита. 
При разборке графитовой кладки, в рабочую зону неизбежно будут поступать радиоактивные продукты, такие как углерод – 14, тритий и кобальт,- продукты активации примесей, содержавшихся в исходном графите. Работающий персонал будет подвержен внутреннему заражению долгоживущими радионуклидами, что является наиболее опасным для здоровья. Барьеры безопасности на путях распространения, а это, в основном, фильтрующие установки вытяжной вентиляции, не смогут обеспечить полное отсутствие выброса этих веществ в окружающую среду. 
О радиационном облучении персонала не приходиться говорить. Ожидаемое облучение, в отсутствии разработанных технологий при работах с облученным графитом, будет значительным. Естественно, что все это приведет к значительном ухудшению радиационной обстановки в регионе и радиологическому воздействию на население.
Что касается преодоления первой проблемы, связанной с остановкой работы реакторов, то отголоски ее ощущаются и по настоящий день. Снижение доходов семьи, в связи с сокращением персонала ИАЭС, повышение, из года в год, розничных цен на продукты питания и предметы быта, повышение цен на услуги жилищно — коммунальных хозяйств (ЖКХ), падение стоимости квартир, «замораживание» пенсий и социальных выплат (вместо индексации пенсий, индексируются гербовые сборы), отсутствие доступного рынка занятости, и самое главное – сооружение в 6 километровой зоне от города приповерхностного «могильника» и хранилищ с высоко радиоактивными отходами, используемыми для промежуточного (50 лет) хранения долгоживущих РАО (отработавшего графита) – все это вызывает у жителей г. Висагинас, определенный дискомфорт, тревогу за здоровье работников ИАЭС. Большая часть квалифицированной (освобожденной) рабочей силы как-то приспосабливается, ищет работу в соседних государствах, осваивает другие специальности и т. д.
Выгрузка и упаковка в контейнеры сборок с отработанным, высокоактивным ядерным топливом, дезактивация и демонтаж оборудования двух остановленных энергоблоков создает потенциальную опасность, радиационного воздействия на окружающую среду и население.
Граждане города имеют право на благоприятную окружающую среду, на экологическую и радиационную без­опасность, устойчивое природопользова­ние и определенные социальные льготы за проживание в зоне рисков. Это право принадлежат как настоящему, так и будущим поколениям.
Защита населения города, расположенного в 6-ти км от ядерного объекта, где осуществляется сегодня и будет осуществляться далее (не менее 50-ти лет) экологически не безопасное обращение с РАО (радиоактивными отходами) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) должна быть приоритетной в многосторонней деятельности ВСУ. Это прописано и в законе: «Закон Литовской Республики о радиационной безопасности № VIII-1019» от 12 января 1999 г. Руководство ВСУ обязано контролировать ситуацию на ИАЭС и быть готовым к немедленному реагированию в случаях каких-либо инцидентов, влияющих на окружающую среду, чтобы своевременно принять меры по защите населения города. Социальные гарантии работников ИАЭС прописаны в законе Литовской республике о социальных гарантиях работников закрывающейся Игналинской АЭС ОТ 29 апреля 2003 г № IX-1541.Вильнюс. президент ЛР Р. Паксас.
Особые, небезопасные, условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией жизненных внутренних ресурсов, у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности. Существует пять факторов социально- психологической напряженности и социальной дезактивации населения, подвергающегося радиационному воздействию:
— ухудшение здоровья,
— личные психологические изменения,
— социально-психологические проблемы,
— социальные проблемы,
— отсутствие информированности
Все эти факторы должны быть учтены в работе самоуправления города, которое, кстати, избирается жителями это города.
Игналинская АЭС находится на территории Висагинского самоуправления. А это означает, что ее хозяйственная деятельность и природоохранные меры должны быть подконтрольны ВСУ города на всей территории самоуправления.
В Министерстве энергетики Литвы утверждена новая версия Окончательного плана снятия с эксплуатации (ОПСЭ) Игналинской АЭС.(http://www.atomic-energy.ru/news/2014/09/30/51826). Так о чем сказано в этой версии – в основном о финансировании и ни слова об исполнителях, о населении г. Висагинас. А социально-психологические проблемы работников ИАЭС, членов их семей, жителей города должны быть рассмотрены в первую очередь, т. к. их роль в технически грамотном, выполнении хозяйственной деятельности по закрытию ИАЭС, является главенствующей.
Учитывая вышесказанное и важность проблем возникших после останова энергоблоков ИАЭС и начала работ по снятию их с эксплуатации, общественность города вправе ставить вопрос перед самоуправлением города, ГП ИАЭС о:
— проработке вопроса о предоставлении г. Висагинас «Города с особым статусом» и, соответственно, восстановлении прежних и предоставлении дополнительных социальных льгот, необходимых для снятия социально-психологической напряженности как у персонала ИАЭС, так и у жителей города, по-прежнему проживающих в зоне повышенного риска.
— предоставлении информации в реальном масштабе времени о радиационной обстановке как на ИАЭС, так и в городе, с размещением ее в Интернете (с датчиков «Skailink).
Поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды , так записано в Орхусской Конвенции, принятой г. Орхусе (Дания) 25. 06. 1998 г.
— ВСУ обязано иметь в своем распоряжении все годовые отчеты о радиационной обстановке в регионе,
— ВСУ обязано организовать в городе независимую экологическую лабораторию ( по образу и подобию таких лабораторий, существующих в западных странах), оснащенную современными техническими средствами и способную контролировать экологическую ситуацию в городе и окрестностях, обеспечивая свободный доступ жителей к информации,
Учитывая международную обстановку, в свете попыток воздействия террористов на ядерные объекты, создание устойчивого морально-психологического климата у персонала АЭС, членов его семьи и всего населения города, проживающего в районе с ядерными отходами, вопрос о предоставлении определенных им льгот, становится особенно актуальным.
По поручению ОТСС, инженер-физик отдела ОТ и РБ Юрий Баталин