Уважаемые читатели, редакция ТТС получила ряд вопросов, касающихся процесса снатия с эксплуатации ИАЭС. Мы получили ответы специалистов, которые представляем Вашему вниманию. А также напоминаем о том, что Вы, по прежнему, можете обращаться к нам в редакцию со своими вопросами по этой теме.
Вопрос №1
О новых контейнерах для хранения отработанного ядерного топлива (проект В1)
Ранее утверждалось, что изготавливаемые в рамках проекта В1 (в исполнении на сегодняшний день) контейнеры для хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ) не соответствуют минимальным международным требованиям безопасного обращения и долговременного хранения ОЯТ, а также то, что они, попросту, могут через порядка 20 лет развалиться (начать трескаться и т.д.) и Литва не имеет права принять такой контейнер. С тех пор данные контейнеры и технология их производства не претерпели никаких изменений. В данный момент начались "холодные" испытания контейнеров в рамках проекта В1, а в начале 2017 года уже планируются и "горячие" испытания, т.е. с использованием облученного ядерного топлива. Вопрос: каким образом, без каких бы-то ни было изменений в технологии произошло "волшебное" превращение контейнеров из абсолютно непригодных в полностью пригодные? И, возможно ли, что решение о "пригодности" контейнеров по проекту В1 (в ущерб интересов безопасности не только Литвы, но и всей Европы, в случае ошибки), продиктовано или было принято под давлением Министерства энергетики Литвы или отдельных представителей европейских структур в Литве, вовлеченных в администрирование финансирования данного проекта? И каким образом учтены и оценены критерии безопасности при реализации данного проекта?
Никаких «волшебных" превращений в атомной энергетике происходить не может, любые изменения, модификации должны выполняться в строгом соответствии с действующим законодательством и правовыми актами.
В процессе изготовления контейнеров, проверки документации изготовителя, испытаний контейнеров были выявлены два отклонения:
1) связанное с защитным материалом «Constorit» (бетон с наполнителем металлическими гранулами);
2) связанное с системой герметичных крышек контейнеров.
По первому отклонению:
После получения в 2011 г. заводской документации на изготовленные контейнеры CONSTOR RBMK-1500/M2, ИАЭС выполнила тщательное сравнение некоторых параметров материала биологической защиты «Constorit» (бетон с наполнителем металлическими гранулами) с данными, указанными в Техническом проекте (далее - ТП) и Предварительном анализе безопасности проекта (далее – ПОАБ). При этом были установлены незначительные различия в данных по плотности материала «Constorit», количеству пор, заполненных воздухом и водой, в общем количестве пор в цементном камне, в плотности металлических гранул железа и их размеров.
Подрядчику – немецкой компании GNS Gesellschaft für Nuklear-Service mbH (далее – GNS), ответственной за проектирование и изготовление контейнеров, были заданы соответствующие вопросы о том, могут ли данные отклонения оказать влияние на функции контейнера, связанные с безопасностью – отвод тепла и защиту от экранирования
• в контейнере не должна быть превышена допустимая температура оболочек отработавшего ядерного топлива (далее – ОЯТ) - 300°С для долговременного сухого хранения как при нормальной эксплуатации, так и в случае пожара, вызванного аварией, например, падением самолета;
• защита от радиоактивного излучения – мощность дозы на поверхности контейнера не должна превысить 1 мЗв.
Компания GNS подготовила и представила ИАЭС обновленные документы ПОАБ с расчетными обоснованиями и дополнительными исследованиям, которые обоснованно показали, что допущенные в процессе производства отклонения не ухудшают функции контейнеров, связанные с безопасностью и критериев безопасности загруженного в контейнеры ОЯТ.
Представленная документация была проанализирована и одобрена специалистами ИАЭС, кроме этого была выполнена независимая экспертиза техническими экспертами в области обращения с ОЯТ английской компании National Nuclear Corporation Limited, которые подтвердили безопасность контейнеров и их полное соответствие требованиям проекта.
Затем ИАЭС представила обновленные документы ПОАБ регулятору VATESI для их окончательного одобрения. VATESI в свою очередь для проверки данной документации также привлекла независимых технических экспертов, компетентных в области обращения с ОЯТ. В июле 2015 года обновленная документация отчета по анализу безопасности была одобрена VATESI.
По второму отклонению:
При испытании системы приварки герметичных крышек контейнера было установлено, что деформация крышки от сварки превышает значения, установленные проектом.
Соответственно подрядчик выполнил модификацию технологии сварки, включая изменение геометрических размеров сварных соединений корпуса контейнера с первичной и вторичной крышками. Модифицированная технология была проверена на практике выполнением приварки крышек к имитаторам верхней части контейнера. При этом было продемонстрировано, что проблема решена - деформация крышек соответствовала проектным требованиям.
Модификация технологии сварки и верхней части корпуса контейнера была оформлена ИАЭС в порядке, установленном правовыми актами и нормами Литовской Республики, с приложением обновленной проектной документации, отчетной документации о проведенных испытаниях и одобрена VATESI.
В настоящее время выполняется процесс доработки верхних частей корпусов уже изготовленных контейнеров. Первая партия в составе 4-х доработанных по данной модификации контейнеров уже прибыла на ИАЭС в марте 2016 года, данные контейнеры используются для выполнения этапов холодных испытаний на энергоблоках ИАЭС.
Общий вывод по вопросам:
Таким образом, решение о согласовании и принятии ИАЭС и VATESI обновленной документации контейнеров принималось не под давлением кого-то или «волшебному явлению», а с учетом результатов расчетов, экспертного анализа, испытаний и в строгом соответствии с требованиями правовых актов и норм Литовской Республики, а также в соответствии с условиями выданной 2 сентября 2009 г. VATESI лицензией Nr.2/2009 на строительство ПХОЯТ.
Вопрос №2
За период эксплуатации и вывода из эксплуатации ИАЭС на временное хранение поступили графитовые кольца с более 300 ТК (технологических каналов). Какие мероприятия планирует ГП ИАЭС по утилизации, временно хранящегося, долгоживущего углерода 14?
Графитовые отходы (графитовые кольца и втулки), которые образовались при плановых заменах технологических каналов во время эксплуатации, хранятся в отсеках сооружения 157. После ввода в эксплуатацию нового Комплекса по извлечению твердых отходов (проект В-2) графитовые кольца и втулки будут извлечены и перемещены в специальных транспортных контейнерах в новый Комплекс по переработке твердых радиоактивных отходов. Далее в специальной горячей камере данного комплекса отходы графита будут перегружены в специальные контейнеры для долгоживущих отходов. Затем данные контейнеры будут поставлены в специально предусмотренное место в хранилище для долгоживущих отходов В-4. В данном хранилище они будут долговременно храниться до строительства глубинного могильника.
Из каких средств и для чего на предприятии проводятся обучения, не связанные с процессом снятия с эксплуатации (изучение внутреннего клиента и т.д.) и сколько это обходится бюджету (ЕК или Литвы).
Предприятие достаточно много инвестирует в подготовку и повышение компетенций работников. Поэтому с целью повышения компетенций и навыков руководящего персонала и специалистов, в 2013 - 2016 г. организуется обучение по улучшению управленческих навыков и компетенций (знание языков, компьютерное мастерство и др.) по программе повышения и поддержания квалификации персонала ИАЭС. Обучение финансируется из средств Евросоюза Игналинской программы. С учетом особенностей предприятия такие обучения нужны для обеспечения необходимых навыков персонала и для формирования отношения к работе (деятельность по снятию с эксплуатации полностью отличается от эксплуатации атомной электростанции).
Вопрос №3
Из каких средств и для чего последние 5 лет заключается договор о страховании гражданской ответственности руководства ИАЭС (информация в открытом доступе на сайте публичных закупок, Сейма ЛР и др.) и во сколько это обходится предприятию, и, соответственно, налогоплательщикам?
C 2010 г. началась реорганизация государственных предприятий, целью которой является то, чтобы государство стало профессиональным и ответственным собственником, стремящимся к более эффективной деятельности предприятий. Страхование гражданской ответственности руководства проводится в соответствии с правительственной программой реорганизации государственных предприятий, по которой предприятиям рекомендуется страховать гражданскую ответственность руководства. Цель страхования гражданской ответственности руководства предприятия следующая: в случае нанесения ущерба на основании гражданской ответственности и предприятию, и третьим лицам ущерб будет возмещен страховщиком в соответствии с договором о страховании гражданской ответственности, а предприятие избежит дополнительных финансовых расходов для возмещения ущерба. Страхование гражданской ответственности руководства предприятия соответствует стандартам хорошей практики управления.
Вопрос №4
В последнее время предприятие по собственной инициативе оставили работники как из категории специалистов высокого класса, так и рабочей категории. В то же время, политика предприятия направлена уменьшение постоянных рабочих мест в регионе ИАЭС (с привлечением подрядчиков и оплатой минимального оклада, что может сказаться на безопасности объекта, с учетом последних событий в Париже и Брюсселе), а также на снижение заработной платы (за исключением руководства, консультантов, всякого рода экспертов). Не является ли такая стратегия, по меньшей мере, безответственной?
После прекращения эксплуатации ИАЭС основной стратегической целью деятельности предприятия стало безопасное осуществление проектов снятия с эксплуатации при эффективном использовании средств. Деятельность предприятия стала финансироваться средствами Европейского Союза, национального бюджета и других фондов. Европейская Комиссия устанавливает предприятию предварительные условия для использования выделенных средств и контролирует выполнение всех условий. Европейская Комиссия постоянно выдвигает требование повышать эффективность использования средств, выделяемых на процессы снятия с эксплуатации, выдвигает вопросы об обосновании численности персонала и об оптимизации персонала. Одним из выдвинутых требований ЕК является анализ и внедрение на предприятии методики «сделать или купить». С целью решения резко возросших или снизившихся колебаний объемов работ, планирования и точного использования трудовых ресурсов для краткосрочных работ или для работ по необходимости, была инициирована закупка услуг временного трудоустройства. Цель данной закупки – приобретение услуг по трудоустройству через предприятия по временному трудоустройству временных работников на ИАЭС при осуществлении демонтажа и начальной дезактивации отходов технологических систем и оборудования первого и второго блоков. Таким образом, осуществляется более экономичное и рациональное использование квалифицированного персонала предприятия.
ТТС
http://news.tts.lt/ru/V_Visaginase/32846-Otvety_specialistov_IAEHS_na_voprosy_zhitelejj.htm