Подарок СССР Литва продала Евросоюзу
Заявления вице-министра энергетики Литвы Ромаса Швядаса проливают свет на вероятные реальные причины остановки советской Игналинской АЭС, которую якобы закрыли из-за опасности так называемых «чернобыльских реакторов» по требованию Евросоюза. Гигантские деньги, выделенные Евросоюзом на ее вывод из строя, непонятно куда исчезают. По словам вице-министра, работы запаздывают уже на три года.
Очень вероятно, что слухи о том, будто на остановке старой АЭС и возможном строительстве новой греют руки литовские и европейские олигархические кланы, окажутся правдой. Станция, подаренная стране Советским Союзом, хотя и была исключительно полезна экономике республики, но – не выгодна финансовой элите. Электроэнергия слишком дешевая, с населения куш не сорвешь. Да к тому же пока работала такая АЭС – не было возможности осваивать и «распиливать» новые миллиарды на ее закрытие, а также на так называемое «развитие энергетики».
Нынешний президент Литвы, бывший еврокомиссар по бюджету и финансам Даля Грибаускайте уверяла: Игналинская АЭС сдерживает развитие альтернативных источников энергии. Логика замены атомной электростанции на ветряки и печи по сжиганию хвороста или мусора выглядит странно, однако ее можно было бы попытаться понять, если бы Литва не планировала строить новую атомную станцию. Но тогда зачем закрывать эффективную АЭС?
МАГАТЭ несколько раз подтверждало надежность реконструированных реакторов, а теперь уже бывший директор станции Виктор Шевалдин говорит, что она могла безопасно работать даже 45 лет. Но если намерены строить новую АЭС, значит, от атомной энергетики Литва не отказывается, и развитие альтернативных источников, выходит, тут ни при чем. А что «при чем»? Не те ли миллиарды евро, которые будет стоить новая АЭС, плюс миллиарды на ее остановку?
Этот процесс – отказа от надежной станции и планов по возведению новой - Грибаускайте назвала стремлением к «энергетической независимости». В очередь на строительство АЭС в Литве, судя по словам вильнюсских чиновников, выстроились западные компании.
- Среди участников проекта должны быть несколько или хотя бы один стратегический партнер, у которого есть опыт реализации таких проектов, - обещал министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас.
Но опыт России не учитывается. С ней сотрудничать в ядерной энергетике, несмотря на предложения с ее стороны, не хотят. Это похоже на историю с нефтеперерабатывающим заводом в Мажейкяе, который продавали кому угодно, лишь бы не России – американцам, полякам. В итоге Литва осталась без дешевой российской нефти, завод перестал приносить прибыль. Теперь поляки, владеющие предприятием, все-таки хотят впустить российский бизнес в нефтяной комплекс Литвы. А что касается ядерной энергетики, то ходят разговоры о стремлении германских, финских, французских и даже американских компаний заработать на проекте. Бывший президент и премьер Альгирдас Бразаускас не раз призывал сотрудничать в этом вопросе с Россией, но его как бы не слышат…
Правда, большой вопрос – сумеет ли Литва возвести этот объект даже с помощью Евросоюза, потому что в нем пропадает смысл. В этом регионе планируют построить атомные станции Россия (в Калининградской области) и Белоруссия (рядом с литовской границей), а судя по темпам работ, связанных с закрытием Игналинской АЭС, республика – явный аутсайдер в мирной ядерной гонке.
Пока Евросоюз выделил Литве на работы по остановке и демонтажу АЭС (процесс займет больше 20 лет) 1,3 миллиарда евро. В целом, по мнению экспертов, работы обойдутся в сумму около 3 миллиардов евро. Эти деньги манят. Судя по заявлениям вице-министра Швядаса, они разбазариваются. Работы опаздывают так, что чиновник пообещал обратиться в прокуратуру. Правда, министр Арвидас Секмокас, кажется, пытается отвлечь внимание общественности от вопроса о том, куда пропадают деньги. Он говорит, что до января 2010 года основной задачей было «не поднимать вопрос о разбазаривании средств, а обеспечить безопасность». Непонятно, как одно мешает другому.
Говорят в Литве и о том, что низкая себестоимость электроэнергии Игналинской АЭС не давала набивать карманы олигархам, владеющим электросетями Литвы. Фактически эта станция дотировала республику прямо из советского прошлого. Независимая Литва получила ее в подарок от СССР. В те годы давали столько денег на строительство, сколько было нужно, поэтому, получив после «развода» бесплатно уникальный ядерный объект, Литва получила и дешевую электроэнергию. Сразу после остановки станции стоимость электричества для населения повысилась примерно на треть. АЭС вырабатывала около 80 процентов электроэнергии, необходимой Литве, и немалую часть республика экспортировала. Теперь у Литвы главная станция – в небольшом городе Электренае близ Вильнюса, тоже построенная в советские годы. Она работает на обычном топливе – газе, мазуте.
Известный литовский политик, первый премьер независимой Литвы Казимира Прунскене заявила, что закрытие Игналинской АЭС является самым большим экономическим абсурдом за последние 20 лет. Но судя по действиям литовской элиты, это вовсе не абсурд.
На кону огромные деньги. Сейчас, по словам Швядаса, Литва ждет очередного «ядерного транша» от Евросоюза – 1,2 миллиарда евро. Правда, надо отчитаться за проделанное, а тут дела обстоят неважно. Мало того, что график выглядит катастрофически, так еще компании-исполнители требуют все больше средств. Расходы на строительство могильника отработанного топлива уже выросли на 13%. Другие работы, по мнению экспертов министерства энергетики Литвы, могут подорожать наполовину. Между тем, строительство могильника началось только в августе 2009 года, хотя должно было быть завершено в 2008-м.
Остановка АЭС дает заработок кому угодно, но только не государству, подхлестывая инфляцию и падение уровня жизни. Зато на содержание станции, тепло и другие расходы будет уходить больше 70 миллионов евро. АЭС превратилась из производителя электроэнергии в потребителя. В городе энергетиков – митинги и акции протеста. Люди потеряли работу, лишились социальных гарантий.
Зарабатывают на остановке станции даже еврочиновники. Содержание группы советников Европейского банка реконструкции и развития обходится… в 4,5 миллиона евро в год.
Совершенно абсурдная ситуация произошла и с окладами руководителей Игналинской АЭС – прежним и нынешним. Пока станция работала, ее директором был опытнейший специалист в атомной энергетике Виктор Шевалдин. Сейчас на его место поставили… дипломата, бывшего посла Литвы в Чехии Освальдаса Чюкшиса. При этом ему дали зарплату 26 тысяч литов (примерно 10 тысяч долларов), а Шевалдин получал в два раза меньше. Заметим: зарплата президента Литвы составляет 21 тысячу литов.
Во всей этой коллизии вокруг Игналинской АЭС пахнет большими деньгами. В том числе, возможно, и грязными.
Автор - Сергей Орлов, «Свободная пресса», Вильнюс, 18 марта 2010