Обзор СМИ Литвы за неделю


АЭС и Литва: не позволить соседям создать конкуренцию
Ландсбергис: Литве объявили атомную войну. По словам BNS, «почетный председатель Литовского Саюдиса, европарламентарий Витаутас Ландсбергис сказал, что строительство атомных электростанций в Калининграде и Белоруссии — это объявление психологической атомной войны Литве».
Выступая на съезде Саюдиса, Ландсбергис заявил: «Сейчас Литве объявили психологическую атомную войну. У нашей границы появятся две АЭС, о которых вешают лапшу, будто это новая система, не такая как в Чернобыле, она будет очень безопасной. Но будет ли она безопасной, мы увидим после того, как мы выживем или не выживем. Тогда некому будет констатировать, видите, они лгали». По словам почетного председателя правящего «Союза Отчизны — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ), это якобы запланированные действия России, которая хочет оказывать влияние на государственность Литвы.
(ИА REGNUM: Согласно планам польского правительства, к 2020 году завершится строительство двух АЭС на территории Польши, находящейся в непосредственной близости как от Белоруссии и Литвы, так и от Калининградской области России. В период с 1 июля 2011 года по 2013 год окончательно будут названы места расположения АЭС, но известно, что обе они будут расположены на севере Польши. В 2014-2015 годах будет подготовлен технический проект, а также получено экологическое заключение. Предполагается, что в 2020 году уже начнет поступать электричество. Стоимость строительства двух АЭС мощностью в 6 тыс МВт составляет 100 млрд злотых (около 35 млрд долларов). При этом официальный Вильнюс ни разу не подвергал критике польскую ядерную программу, сосредоточив критику на Балтийской АЭС в Калининградской области и Белорусской АЭС)
Глава Политического комитета СО-ХДЛ давно раскусил коварные замыслы Кремля — ему достоверно известно, что Калининградской области после закрытия Игналинской АЭС, обеспечивавшей весь западный регион СССР электроэнергией, электроэнергии не требуется. «(Объявлена — BNS) психологическая атомная война, первостепенная задача которой — не производство электроэнергии для Калининградской области, ведь ей столько не надо, или для Белоруссии (...), просто хозяин из Москвы приказал строить на границе с Литвой, где, если что-то произойдет, дополнительно осуществятся вопросы мести и будущей колонизации — одним выстрелом двух зайцев убьют или для создания атмосферы недоверия, страха, чтобы люди ощущали, что живут у подножия вулкана и уходили бы подальше от границы», — пугал почетный председатель Саюдиса.
Говоря о России, Ландсбергис упомянул и проект газопровода Nord Stream, его возможное отрицательное влияние на Балтийское море. Здесь тоже он призвал начать священную войну с Россией, которая спит и видит, как — не тем, так другим способом — уничтожить Литву. «Литву надо сохранить, защищая от соседей или от одного, основного соседа, который не хочет, чтобы Литва существовала, она этого не хочет со времен царя Иоанна», — утверждал консерватор. «Сейчас радостно сообщают, что завершают прокладку трубы, нанесен небольшой ущерб, но сообщает тот, кто заинтересован в пропаганде. Также, как и тогда, когда не провели независимое расследование о воздействии на окружающую среду, о котором говорил Европарламент«, — вещал Ландсбергис. По его словам, от этих опасностей и должен защищать Саюдис.
Напомним, что Саюдис — общественное движение, возглавившее борьбу Литвы за выход из СССР и независимость, созданное в основном имевшей высокую степень доверия литовской интеллигенцией, впоследствии уступившей место политикам. В настоящее время Саюдис не играет какой-либо значительной роли в жизни страны и пребывает в тени.
Белоруссия: Вильнюс сам скрывает информацию о будущей АЭС. В то время, как литовские руководители пытаются обвинить Россию и Белоруссию в сокрытии информации о безопасности будущих АЭС, Литва не спешит успокоить соседей в отношении собственной АЭС. Об этом сообщают, со ссылкой на белорусские источники, литовские СМИ. Литва игнорирует вопросы Белоруссии, связанные с подготовкой к строительству АЭС в Висагинасе на площадке остановленной Игналинской АЭС, сказано в открытом письме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, подписанном первым заместителем министра Виталием Куликом.
По словам Delfi, в письме говорится, что игнорируются, в частности, вопросы, касающиеся «размещения Висагинской АЭС в непосредственной близости от государственной границы, поскольку часть территории Белоруссии покрывается санитарно-защитной зоной объекта и не может использоваться в хозяйственных целях». Кроме того, белорусская сторона не получает ответы на вопросы «об изменениях температурного режима и ихтиофауны озера Дрисвяты (Друкшай), произошедшие в связи с эксплуатацией Игналинской АЭС», а также вопросы, касающиеся «суммарного воздействия на окружающую среду Белоруссии от всех объектов, запланированных и строящихся на площадке Игналинской АЭС».
В Минприроды также подчеркивают, что «в материалах оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Висагинской АЭС рассмотрены несколько типов реакторов: американо-японский AP-1000, французский EPR-1660, канадский ACR-1000, а также российского производства АЭС-91/99, и др.». В то же время, подчеркивается в письме, там «отсутствует информация о построенных в последние годы названных американо-японских и французских реакторах». «Проект EPR-1660, аналог которого рассматривался к строительству в Литве, используется в настоящее время Францией при строительстве в Финляндии и во Франции. Сведения о референтности проекта в материалах оценки воздействия на окружающую среду Висагинской АЭС отсутствуют», — отмечается в письме.
Повеселились на средства Игналинской АЭС. Под таким названием печатает статью газета Respublika. Как известно, до сих пор не построено хранилище для хранения радиоактивных отходов после закрытия по указу Брюсселя Игналинской АЭС (ИАЭС). Это вызвало недовольство в Брюсселе, который давал на это деньги. Известный скандал, касающийся исчезновения миллиарда литов, полученного от ЕС на закрытие станции, обретает конкретные черты. Оказывается, немало денег были просто разбазарены на мероприятия, не имеющие никакого прямого отношения к АЭС и ее закрытию.
«Несмотря на то, что Госконтроль уже не первый год призывает правительство регламентировать, на что могут расходоваться средства фонда закрытия Игналинской атомной электростанции, рекомендации все-таки не соблюдаются, — отмечает газета. — Выяснилось, что и в прошлом году из средств фонда были финансированы региональные турниры по футболу, теннису и волейболу, выпущены буклеты, проведены фестивали и т.д.»
По словам ежедневника, правительство планировало «обсудить проект отчета о деятельности фонда прекращения эксплуатации ИАЭС за 2010 г., подготовленный Министерством энергетики. Похоже, отчет будет одобрен, поскольку в проекте постановления предлагается это сделать. Отчет — опять-таки скандальный. По словам подготавливавшего проект заведующего отделом прекращения эксплуатации ИАЭС Министерства энергетики Антонаса Будрайтиса, в начале 2010 г. в фонде было 243 млн. литов, а в конце — 171,9 млн. литов. Доходы составили немногим более 20 млн. литов. Больше всего расходов было связано с реализацией технических проектов закрытия ИАЭС (8,9 млн. литов), обслуживанием и обеспечением физической защиты первого остановленного блока (39,7 млн. литов) и ликвидацией отрицательных социальных и экономических последствий прекращения деятельности ИАЭС (35,9 млн. литов). Однако под этой строкой, как и ежегодно, скрываются проекты, не имеющие отношения к закрытию ИАЭС».
Что же это за проекты? Об этом ежедневник размышляет в главке «Деньги фонда — на популяризацию брейка». «Например, необозначенная сумма денег выделена для улучшение информирования общественности и создание имиджа региона ИАЭС. С этой целью тиражом в 800 экз. было выпущено информационное издание «Гид мероприятий юбилейного года в Игналинском районе», организован финальный этап мероприятия «Литовский силач 2010», проведен праздник проводов лета, подготовлены пять информационных статей о регионе ИАЭС. Из фонда закрытия ИАЭС были финансированы фестиваль гитарной музыки «Седьмая струна», пленэр висагинских художников «Нам хорошо, когда мы вместе», дискуссия «Жизнь дается лишь одна», концерт «Мы вместе под теплым солнцем». Возникают вопросы и о том, каким образом, например, закрытие ИАЭС связано с хореографическим залом Зарасайского молодежного центра, ведь из его фонда были выделены средства на приобретение 4 гимнастических матов для танцоров брейка, 20 зеркал и т.д. Из этого фонда была оказана финансовая поддержка и проекту «Веломарафон МТБ» спортивного клуба «Вилимексас», а также финансирован I этап мужского баскетбольного первенства Игналинского района, организован волейбольный турнир, фестиваль «Билдучяй», турнир по уличному футболу в Висагинасе, 4 теннисных турнира и другие подобные проекты. На каком основании расходовались средства на развлечения — неясно», заключает газета Respublika.
По словам ежедневника, хотя правительство готово одобрить отчет, для Сейма мнение кабинета министров — не резон. В марте этого года парламент решил вообще не обсуждать отчет о деятельности фонда за 2009 г., хотя в том году осуществлялись почти такие же проекты, как и в прошлом. В результате проведенного аудита Госконтроль установил, что, например, Игналинское районное самоуправление выделило деньги для садоводческого товарищества «Пушяле», сообщества Дукштасского края, для приведения в порядок канализации и электролинии в Висагинасе. Висагинское самоуправление на средства фонда ремонтировало детские сады и беседки, зарасайцы в воспитательном центре сменили двери, светильники и выполнили другие работы на сумму 120 тыс. литов.
Самое главное — деньги разбазарены, но все сделано «по закону». «Не были утверждены критерии оценки, для чего средства фонда могут использоваться, поэтому Госконтроль не мог оценить, соблюдались ли эти критерии и по назначению ли использовались средства», — пояснила газете Respublika Дангуоле Криштопавичене, заместитель директора 6-го департамента аудита Госконтроля, в прошлом году руководившая аудитом деятельности фонда закрытия Игналинской АЭС. По ее словам, Госконтроль неоднократно рекомендовал установить четкие критерии, на основании которых можно было бы оценить, целесообразно ли используются деньги. И, по словам Д. Криштопавичене, лишь совсем недавно Министерство энергетики как управляющий фондом их установило.
По словам аудитора, отныне деньги фонда нельзя будет использовать для проведения чемпионатов по выпеканию тортов или приведения в порядок берегов озер. «Это не связано с закрытием ИАЭС, поэтому средства для таких мероприятий не должны использоваться. Тем более что фонд основательно иссякает», — напомнила Д. Криштопавичене. Литовские СМИ и, в частности, газета Respublika, постоянно поднимают вопрос о том, а не нужны ли все «атомные» проекты Литвы, в реальность осуществления которых многие эксперты просто не верят, определенным силам просто для того, что они рассчитаны на десятилетия и можно будет долго живиться за их счет, подобным образом «законно» разворовывая средства, даже если новой литовской АЭС не суждено быть построенной. Например, уже теперь большие суммы выделяются разным группам экспертов и комиссиям, готовящим проекты строительства новой Висагинской АЭС.
ИА REGNUM